Втаррен баффетт Подарок на день рождения в этом году пришел раньше. 28 августа, за два дня до того, как любимому прадедушке America Inc исполнилось 94 года, его конгломерат «от кирпичей до автострахования» Беркшир Хэтэуэйдостигла рыночной стоимости в $1 трлн. Она стала всего лишь восьмой американской компанией, претендующей на этот титул, и, как дитя Небраски, первой, которая не вышла из технологической сцены западного побережья. Ее класс-А Сейчас акции продаются за 715 000 долларов, что в 55 000 раз больше, чем они стоили, когда г-н Баффет взял под контроль находившуюся в затруднительном положении текстильную фабрику в 1965 году. За этот период общая прибыль, включая дивиденды, С&П Индекс 500 крупнейших компаний Америки вырос всего в 400 раз. Когда давние акционеры Berkshire желают мистеру Баффету много счастливых возвращений, его обычно простой ответ может быть: и я тоже.
Но среди всех этих празднований подумайте о тех, кто недавно вложил свои сбережения в акции Berkshire. Если бы вы потратили 200 000 долларов на одну акцию десять лет назад, вы бы утроили свои деньги. Это было бы более выгодной инвестицией, чем покупка дома в Америке, средняя стоимость которого за это время удвоилась. Но это примерно то, что вы бы получили, если бы вложили деньги в С&П 500. Если бы вы вместо этого инвестировали в Apple, как это сделала Berkshire в 2016 году, вы стали бы миллионером почти вдвое.
Взгляните на большинство отдельных лет после финансового кризиса 2007-09, и картина будет схожей. В период с 2010 по 2023 год годовая доходность Berkshire в среднем составляла 13%, по сравнению с 15% в С&П 500. Как признал сам г-н Баффет в своем последнем письме акционерам, «У нас нет возможности добиться сногсшибательных результатов». Инвесторы могли бы спросить: а почему бы и нет? А если нет, то, возможно, некоторые задаются вопросом, в чем тогда смысл Berkshire?
У г-на Баффета есть простой ответ на первый вопрос: «Размер нас погубил». Он не ошибается. Среди операционных подразделений Berkshire есть вторая по величине грузовая железная дорога Америки (БНСФ), третий по величине автостраховщик (ГЕЙКО), одна из крупнейших электроэнергетических компаний (БХЕ), а также множество производственных и розничных брендов (от батареек Duracell до остановок грузовиков Pilot). В общей сложности они обеспечивают работой около 400 000 человек (хотя в главном офисе Berkshire в Омахе их всего 26). В 2023 году объем продаж группы составил 360 млрд долларов, а прибыль — 37 млрд долларов (по ее предпочтительной операционной шкале). Когда суммы становятся такими огромными, становится сложно сделать их еще больше. А такие большие доходы трудно реинвестировать с прибылью.
Умение мистера Баффета делать это снова и снова объясняет его мифический статус среди американских капиталистов. Теперь его метод — найти хороший бизнес, которым управляют способные менеджеры, позволить им с этим справиться, прикарманить денежные потоки, повторить — показывает свой возраст. Хорошие предприятия, достаточно крупные, чтобы сдвинуть ситуацию с мертвой точки в Berkshire, редки. Хуже того, мистер Баффет, похоже, теряет хватку. Поглощение за 32 млрд долларов в 2016 году Precision Castparts, производителя авиационных компонентов, было провалом. Когда дело доходит до значительного портфеля публично торгуемых акций Berkshire, сделка по получению контроля над Kraft-Heinz, торговцем кетчупом, оставила красное пятно. Исключите его инвестиции в Apple, и стоимость его акций выросла всего на 50% с начала 2019 года по июнь этого года по сравнению с ростом примерно на 120% за С&П 500.
Но размер — не единственная проблема. Просто посмотрите на эти технологические компании западного побережья. Apple и Microsoft генерируют примерно в три раза больше прибыли, чем Berkshire. И дело не только в возрасте — оба гиганта всего на десять лет моложе Berkshire мистера Баффета. Проблема в том, что он и его компания застряли в прошлом.
Операционные подразделения Berkshire и ее портфель акций (за исключением доли Apple, которую г-н Баффет распродает) гордо принадлежат к старой экономике. Berkshire, по собственным словам г-на Баффета, «не любит новичков». Однако то, что считается устоявшимся и надежным — то старое, на чем Berkshire так специализируется — постоянно меняется. Нежелание конгломерата оцифровывать такие вещи, как расписание движения поездов или развертывать программное обеспечение, позволяющее водителям с более безопасным стилем езды платить более низкие страховые взносы, подорвало его маржу по сравнению с более шустрыми конкурентами. Бизнес-ПО Microsoft, e-emporium Amazon, поиск Google и центры обработки данных трио не менее важны для инфраструктуры 21-го века, чем железная дорога или электростанция, и гораздо более прибыльны.
Мир вокруг Berkshire изменился и в других отношениях. Информационное преимущество, которое когда-то имел г-н Баффет, выполняя беготню по выявлению целей поглощения, исчезло, когда вы можете загуглить 10-ю компанию любой фирмы.К подача, говорит Грегг Уоррен из исследовательской фирмы Morningstar. Деньги Berkshire больше не являются единственным источником спасения для крупных компаний в затруднительном положении, теперь, когда $2,2 трлн сухого пороха прожигают дыру в карманах баронов частного капитала.
Больше свечей, пожалуйста.
Корпоративное управление Berkshire выглядит еще более устаревшим — и не потому, что средний возраст членов совета директоров составляет 68 лет. Прямолинейные письма акционерам г-на Баффета скрывают непрозрачную организацию, которая раскрывает не больше, чем нормативный минимум, и редко взаимодействует с инвесторами (кроме ежегодной встречи, когда босс отвечает на вопросы льстивой аудитории). Ее скудный корпоративный веб-сайт не предлагает ни электронной почты, ни номера телефона; любые вопросы или комментарии можно отправлять по адресу в Омахе.
Г-н Баффет, скорее всего, оставит все крупные шаги своему назначенному преемнику Грегу Абелю, который в настоящее время курирует нестраховые направления деятельности Berkshire. Но, учитывая, что девяностолетний человек выглядит бодрым и отвергает необоснованный выход на пенсию, ему следует, по крайней мере, отказаться от своего упрямого нежелания выплачивать дивиденды (что Berkshire сделала однажды, в 1967 году) и нежелания выкупать акции, если они не выглядят дешевыми (на что намекает замедление темпов выкупа). Это могло бы иметь смысл, когда он мог бы эффективно перераспределить избыточный капитал. Теперь, когда его фирма сидит на почти 280 млрд долларов наличными, не имеет представления, как их потратить, и не имеет долгов, настойчивость в том, что он лучше распоряжается деньгами акционеров, чем они сами, кажется сомнительной. В качестве подарка на день рождения, щедрая выплата была бы подарком. ■