БРИАН НИККОЛбосс с квадратной челюстью и голубыми глазами Чипотле Мексиканский грильсеть ресторанов быстрого питания, позиционирует себя как обычного американского семьянина. Его ежедневная рутина начинается с подъема в 6 утра и тренировки. Он отвозит свою дочь в школу. А затем едет десять минут от своего дома в Ньюпорт-Бич, Калифорния, до офиса. Он утверждает, что заканчивает работу к 6 вечера, чтобы выгулять собаку, приготовить ужин с женой и лечь спать пораньше.
Когда 9 сентября мистер Никкол займет пост генерального директора Starbucks, жизнь станет намного менее простой. Его новый офис в Сиэтле будет находиться в 1000 милях от дома. Он будет добираться на работу на частном самолете. Он не будет совершать поездки каждый день. Но когда он это сделает, это будет шестичасовой перелет туда и обратно.
Новые рабочие условия г-на Никкола стали причиной проблем, и не только для его семейной жизни. Starbucks делает большую часть своих зеленых заслуг. Потребители, борющиеся с тем, как распадаются бумажные трубочки в их ледяном латте, могут задаться вопросом об углеродном следе нового босса. Его зарплата — базовая в размере 1,6 млн долларов, премия за производительность в размере до 7,2 млн долларов и до 23 млн долларов в год в виде акций Starbucks — также вызвали критику.
Но Starbucks необходим новый подход. Продажи в Америке, на главном рынке группы, замедлились под руководством Лакшмана Нарасимхана, бывшего консультанта по управлению, который продержался на этой должности менее 18 месяцев. Совет директоров надеется, что его замена изменит судьбу Starbucks, как он это делал в других местах. После того, как 13 августа было объявлено о назначении г-на Никкола, акции кофейной сети подскочили почти на 20%. «У Брайана Никкола есть определенный мессианский ореол», — говорит Джеффри Зонненфельд из Школы менеджмента Йельского университета, который принимал г-на Никкола на конференциях. «Но на самом деле это заслуженно».
Г-н Никкол учился в Университете Майами в Огайо и в Школе бизнеса Бута Чикагского университета. Он начал свою карьеру в Procter & Gamble (П&Г), крупнейшая в мире фирма по производству потребительских товаров. Крейг Каппоццо, который нанял г-на Никкола в качестве стажера и проработал с ним почти десять лет в П&Гговорит, что он «всегда был впереди класса». Другие бывшие коллеги описывают его как «зверя».
Опыт г-на Никкола в ресторанной индустрии — самое большое преимущество для Starbucks. Он работал в Pizza Hut и Taco Bell, которые принадлежат Yum! Brands, прежде чем сделать себе имя в Chipotle. Пока он говорил с рекрутерами о главной должности, он регулярно посещал сеть ресторанов буррито. Он также взял с собой основателя Chipotle Стива Эллса. Он заметил, что даже при большом количестве клиентов, которые заходили в двери, очереди двигались медленно. Когда он пришел в 2018 году, он обновил магазины, чтобы клиенты, которые делали заказы онлайн, могли забирать свою еду с полок самообслуживания внутри торговых точек или через «Chipotlanes» для проезда. В задней части каждой торговой точки была оборудована вторая кухня со своим собственным персоналом, который занимался только онлайн-заказами.
Более серьезным вызовом для г-на Никкола стала репутация Chipotle. Несмотря на то, что компания тратила 150 млн долларов в год на маркетинг, Chipotle не смогла оправиться от серии вспышек пищевых отравлений в 2015 году. Г-н Никкол запустил новую кампанию «For Real», которая во многом основывалась на приверженности группы свежим блюдам. Полный список ингредиентов был обнародован. Сотрудники начали носить эту информацию с собой в карманном справочнике. «Теперь они знают, что нужно пробовать еду, которую готовят», — объяснил г-н Никкол в Гарвардский деловой обзор«чтобы убедиться, что в рисе достаточно соли, а в гуакамоле не слишком много кинзы».
За шесть лет его правления продажи Chipotle удвоились, достигнув около 10 млрд долларов в 2023 финансовом году. Chipotle стала восьмой по результативности компанией в индексе S&P 500 за этот период. Гигант буррито теперь также является одним из самых популярных пищевых брендов на TikTok.
Сможет ли он повторить этот результат в крупнейшей в мире сети кофеен? В последние дни он снова тратит время в их кофейнях и общение с клиентами, по словам представителя компании.
Некоторые битвы, с которыми сталкивается г-н Никкол, будут вам знакомы. Дело не только в том, что, как и в случае с Chipotle, Starbucks нуждается в капитальном ремонте. Любому новому генеральному директору также придется познакомиться с трехкратным генеральным директором фирмы, Говард Шульцкоторый оказывает большое влияние на бизнес, так же как г-н Эллс в Chipotle.
Но Starbucks — это совсем другой масштаб. У него почти 40 000 точек, а у Chipotle — 3 500 с лишним. Он также глобален. Бойкоты, связанные с войной Израиля и ХАМАС, повлияли на франчайзинговых операторов на Ближнем Востоке. А продажи в Китае, втором по величине рынке, идут на спад, поскольку экономика остывает, а местная конкуренция обостряется. С таким количеством дел и долгими поездками на работу вдобавок ко всему, похоже, что уютное семейное времяпрепровождение мистера Никкола и ранний отход ко сну закончились. ■