РДЕЙСТВУЯ к Предложение о поглощении — деликатный момент для совета директоров любой компании. Для руководства Seven & i, японского владельца сети магазинов шаговой доступности 7-Eleven, бремя ответственности еще больше. Его ответ на то, что может стать крупнейшим в истории иностранным приобретением японской фирмы, представляет собой поворотный момент в революции корпоративного управления в стране.
6 сентября совет директоров Seven & i отклонил Предложение о поглощении на сумму 38,5 млрд долларов от Alimentation Couche-Tard, канадского розничного гиганта, которому принадлежит Circle К сеть магазинов. Seven & i, которая стоила около $31 млрд до предложения, заявила, что предложение недооценило компанию и что слияние может столкнуться с нормативными препятствиями в Америке. Сделка еще не умерла. 9 сентября канадский покупатель подтвердил свою заинтересованность и попросил Seven & i принять участие в обсуждениях.
То, что такая компания, как Seven & i, могла бы даже подумать о продаже себя, было бы немыслимо чуть более десяти лет назад. Японские компании, котирующиеся на бирже, давно известны своей враждебностью к поглощениям и отсутствием реагирования на требования акционеров. Это постепенно меняется. Реформы корпоративного управления были основным компонентом политической платформы Абэ Синдзо, когда он стал премьер-министром во второй раз в 2012 году. Его правительство опубликовало новый кодекс управления в 2015 году, что начало давать результаты. Согласно рейтингу Азиатской ассоциации корпоративного управления (АКГА), правозащитной организации, корпоративное управление в Японии поднялось с пятого места в регионе в 2020 году на второе в 2023 году, уступая только Австралии.
Реформы Японии означают, что котируемые компании больше не могут просто игнорировать попытки поглощения. Это вызвало всплеск сделок. По данным исследовательской компании Recof Data, в период с 2013 по 2023 год количество слияний и поглощений с участием японских компаний удвоилось и составило около 4000 (см. диаграмму 1).
Сети перекрестного владения акциями среди японских компаний, которые когда-то использовались как средство защиты от враждебных поглощений и укрепления коммерческих отношений, также раскручиваются, поскольку новые правила вынуждают фирмы объяснять их обоснование. В прошлом году 8,4% активов 500 самых ценных японских компаний были вложены в акции других компаний, что ниже 13,5% восемь лет назад, согласно данным АКГА. В июне японский автомобильный гигант Toyota заявил, что за свой финансовый год, закончившийся в марте, он продал акции других компаний на сумму около 2 млрд долларов.
Кампании активистов-инвесторовкогда-то редкие в Японии, также расцвели. По данным Diligent Market Intelligence, другой исследовательской компании, в прошлом году было проведено 103 таких кампании, по сравнению с 14 в 2013 году (см. диаграмму 2). Активисты были воодушевлены чередой успехов. В феврале прошлого года Elliott Management, один из самых грозных оводов, подтолкнул Dai Nippon Printing, японскую промышленную фирму, выкупить часть своих акций. Месяц спустя Oasis Management, активист из Гонконга, преследовал Fujitec, производителя лифтов, заставив его сместить председателя; с тех пор стоимость акций производителя лифтов выросла вдвое.
Однако крестовый поход Японии по корпоративному управлению далек от завершения. Сделки могут быть, но транзакции, как правило, небольшие, и большая часть действий происходит только между японскими фирмами; мегасделки, особенно с участием иностранных компаний, остаются редкостью. Перекрестное владение акциями по-прежнему пугает инвесторов. А доходность инвестиций по-прежнему остается мизерной. В прошлом году котируемые японские фирмы получили доходность капитала в размере 8% по сравнению с 10% у европейских фирм и 14% у американских.
Все это помогает объяснить, почему оценки японских компаний настолько низки. Их средний коэффициент цена/балансовая стоимость, который измеряет рыночную капитализацию компании относительно балансовой стоимости ее активов, составляет всего 1,5 раза и мало изменился за последнее десятилетие. Эквивалентный показатель составляет 2,1 раза для европейских компаний и пять раз для американских. Более того, около половины котируемых японских компаний имеют коэффициент цена/балансовая стоимость ниже единицы, что говорит о том, что они стоили бы больше, если бы их разделили и продали по частям.
Такие отстающие сейчас находятся в поле зрения Токийской фондовой биржи, которая взяла на себя роль реформатора, поскольку политики Японии переключили свое внимание на что-то другое. Теперь она требует от компаний с коэффициентом цена/балансовая стоимость менее единицы перечислить, какие действия они предпримут для улучшения своих показателей. Хотя четыре пятых фирм на первичном рынке (состоящий из крупнейших и наиболее ликвидных акций Японии) раскрыли свои планы к концу июля, только треть фирм на стандартном рынке (состоящий из более мелких фирм) сделали это. Японские корпоративные гиганты, возможно, медленно прислушиваются к призыву к реформам, но потребуется время, чтобы изменения просочились. ■