Тон прошел век был веком неустанных инноваций. Но на Западе скромный туалет — любопытное исключение. К началу 20 века появились отдельно стоящие унитазы со смывом. тыВ домах по обе стороны Атлантики устанавливались водопроводные трубы. Американцы и европейцы, похоже, считают, что эта модель все еще более или менее достаточно хороша.
Не японцы. Электронные туалеты являются стандартом в домах и гостиницах и являются настоящим чудом для приезжих с Запада. Компания Toto, по ее собственным оценкам, крупнейший в мире производитель сантехники для ванных комнат, возглавила технологический авангард. Его «мойка», впервые проданная в 1980 году, оснащена направленными струями воды и воздуха (выбирайте температуру), подогревом сидений и дезодораторами. Компания зарегистрирована в Токио, ее стоимость оценивается в 779 млрд иен (5 млрд долларов).
Toto, которая до сих пор производит около двух третей своих продаж на родине, стремится обновить зарубежные туалеты (или, по крайней мере, в Японии 40-летней давности). Но, как и другие японские фирмы, она сталкивается с двумя большими трудностями.
Первый – это японский «синдром Галапагосских островов»: многие товары, разработанные и продаваемые там, не имеют дальнейшего распространения. Четвертая по величине экономика мира достаточно велика, чтобы поддерживать все виды местных продуктов, от телефонов до туалетов. Но стагнация доходов и сокращение численности населения делают этот рынок ненадежным. 28 октября результаты Toto за третий квартал превзошли ожидания инвесторов. Компания снизила прогноз продаж на этот финансовый год с 750 млрд йен до 730 млрд йен. На следующий день цена ее акций упала на 13%.
Вторая сложность связана с Китаем, который в конце 2022 года давал 17% продаж Toto, а сегодня обеспечивает лишь 10%. Теперь это выглядит как сломанный флеш. Свободное падение инвестиций в недвижимость в Китае, снизившееся в этом году на 10% после аналогичного снижения в 2022 и 2023 годах, означает меньшее количество новых зданий и ванных комнат. Появились и отечественные конкуренты.
В конце есть свет ты-сгибать. Продажи растут в Юго-Восточной Азии и Индии. А выручка в Америке выросла на 34% в годовом исчислении за шесть месяцев до сентября, составив десятую часть от общего объема компании.
Однако в Америке туалеты Тото сталкиваются с некоторыми засорами. Самая острая проблема, отмечает Джеймс Лин, основатель онлайн-торговой площадки BidetKing.com, — это электричество для сиденья. В большинстве американских ванных комнат источник питания находится рядом с раковиной, а не возле бачка. Даже новые дома не всегда оборудованы должным образом.
Тем не менее поток движется в правильном направлении. Во время пандемии опасения по поводу нехватки туалетной бумаги, опасения по поводу гигиены и роста Сделай сам дал рынку толчок. Возвращающиеся туристы также могут помочь. В 2023 году американцы совершили более 2 млн поездок в Японию по сравнению с 1,7 млн в 2019 году. В этом году, вероятно, будет установлен еще один рекорд, что еще больше увеличит удобство конвертации. ■
Чтобы быть в курсе самых важных новостей в сфере бизнеса и технологий, подпишитесь на Итогнаш еженедельный информационный бюллетень только для подписчиков.