Тон призрак Деиндустриализация уже давно преследует Германию. Полномасштабное вторжение России в Украину в 2022 году привело к резкому падению цен на энергоносители. Экономика крупнейшего торгового партнера Германии, Китая, замедлилась. А в качестве конкурентов китайские автопроизводители оказываются более чем горсткой конкурентов крупнейшему в Европе Volkswagen (Фольксваген). Теперь привидение выглядит пугающе солидно. «Признаки деиндустриализации становятся все более очевидными», — предупредил Мартин Ванслебен, глава немецкой торгово-промышленной палаты (немецкая торгово-промышленная палата).ДИХК), 29 октября.
Самый тревожный сигнал появился накануне, когда Даниэла Кавалло, главный чиновник, представляющий ФольксвагенРабочие компании заявили, что компания закроет как минимум три завода в Германии, сократит десятки тысяч рабочих мест (по слухам, 30 000) и снизит заработную плату на 10% (для некоторых на 18%). Фольксваген‘s Боссы, которые неделями общались с представителями профсоюзов, еще не подтвердили это. Но если закрытие заводов все-таки произойдет, это будет первое закрытие 87-летнего автопроизводителя в его родной стране. 30 октября Фольксваген сообщила о падении чистой прибыли на 64% в годовом исчислении в третьем квартале, главным образом из-за слабых продаж ее автомобилей в Китае.
Это следует за месяцами столь же леденящих душу новостей. В феврале компания Miele, производитель бытовой техники, заявила, что перенесет часть производства в Польшу, что повлияет на 700 рабочих мест в Гютерсло в Северном Рейне-Вестфалии, штаб-квартире 125-летнего семейного бизнеса. Continental, поставщик автомобилей, сокращает 7000 рабочих мест и закрывает предприятия. Michelin, французский производитель шин, сокращает 1500 рабочих мест в Германии и закрывает заводы. И в июле ЗФ Фридрихсхафен, еще один немецкий поставщик автомобилей, заявил, что к 2028 году он потеряет 14 000 рабочих мест.
Новое исследование г-на Wansleben’s ДИХК полно пугающих цифр. Исследование показывает, что треть всех компаний и две пятых опрошенных промышленных фирм планируют сократить инвестиции в Германию. Лишь 19% промышленных предприятий оценивают свое нынешнее положение как «хорошее», а 35% называют его «плохим». Подобный пессимизм напоминает г-ну Ванслебену о тяжелом кризисе 2002-2003 годов. Правительство того времени ответило «Повесткой дня на 2010 год» — пакетом успешных реформ по либерализации.
Ранее в этом году Мориц Шуларик, глава Кильского института мировой экономики, исследовательской организации, предсказал, что только кризиса на крупном автопроизводителе будет достаточно, чтобы убедить сегодняшнюю правящую коалицию в том, что Германия не может продолжать использовать свою старую экономическую модель, основанную на производстве. «Возможно Фольксваген’Проблемы нашей страны – это, наконец, тот звонок, которого мы ждали», – говорит теперь г-н Шуларик.
Возможно, возможно, нет. 29 октября канцлер Олаф Шольц провел «саммит», чтобы обсудить пути облегчения проблем отрасли с высокопоставленными бизнесменами, включая Оливера Блюма, руководителя Фольксвагена также главы Siemens и БАСФгиганты машиностроения и химической промышленности, а также профсоюзные лидеры.
О том, что обсуждалось, мало что известно, кроме помощи в связи с высокими ценами на электроэнергию и плана по сокращению бюрократической волокиты путем отмены закона, обязывающего крупные фирмы контролировать, соблюдают ли их поставщики по всему миру стандарты прав человека и экологические стандарты. Можно было бы сделать больше, например, для содействия декарбонизации и цифровизации. Однако правящая коалиция социал-демократов Шольца, зеленых и либеральных свободных демократов настолько неэффективна, что сомнительно, сможет ли она что-либо сделать.
Г-н Шольц созвал свой саммит, не предупредив об этом ни Кристиана Линднера, своего либерального министра финансов, ни Роберта Хабека, своего министра зеленой экономики. В тот же день г-н Линднер провел свой собственный саммит; Г-н Хабек заявил, что он «каждый день взбирается на вершины», и выдвинул идею создания инвестиционного фонда, финансируемого за счет долга, для помощи бизнесу, которую он не обсуждал с канцлером.
Избранная группа канцлера должна собраться снова 15 ноября, на следующий день после крайнего срока для согласования бюджета на следующий год. Но переговоры между правящими партиями были настолько ожесточенными, что могли разрушить коалицию. На этом фоне шансы на что-то столь же эффективное, как Повестка дня на 2010 год, действительно малы. ■
Чтобы быть в курсе самых важных новостей в сфере бизнеса и технологий, подпишитесь на Итогнаш еженедельный информационный бюллетень только для подписчиков.