В большинстве лекционных аудиторий по государственной политике не звучат призывные евангельские гимны. Но в недавний вторник днем певица и музыковед Яра Аллен разогревает класс в Нью-Хейвене, штат Коннектикут.
«Проснулась сегодня утром с мыслями об Иисусе», — поет она, ее голос наполняет комнату. Около пятидесяти студентов быстро подхватывают мелодию и слова, а затем повторяют куплет.
Этот курс является одним из новых предложений Центра публичного богословия и государственной политики Йельской богословской школы. Цель состоит в том, чтобы подготовить следующее поколение служителей не только к глубоким размышлениям о Библии, богословии и истории церкви, но и подготовить их к общественному служению и лидерству в более широком сообществе.
Преподает этот класс один из самых известных религиозных лидеров в Америке: преподобный Уильям Барбер, чья работа с «Кампанией для бедных» и «Восстановителями нарушений» была его собственным общественным служением.
Преподобный Барбер встает и начинает свою лекцию. «Силы, совершающие экстремизм, не слабы, — говорит он, оглядывая комнату, — и они хорошо финансируются».
Он предупреждает своих студентов, что, будучи будущими церковными лидерами, они не могут отстаивать политические позиции, как все остальные. Он говорит им, что их аргументы и рассуждения должны основываться на глубоко моральных позициях, укорененных в Священных Писаниях. «Ваш язык, — говорит он, — должен быть другим».
Преподобный Барбер – директор-основатель Центра, приехавший сюда после трех десятилетий приходского служения в Северной Каролине.
«Я всегда хотел обучать других, даже будучи пастором», — говорит он. «Если я был пастором где-то 30 лет, и никого не призвали проповедовать и никто не прошел обучение, какую проповедь я бы сделал?»
Обучение политике морального слияния
Что сделал Барбер, так это возглавил одну из самых выдающихся усилий по объединению различных групп вокруг вопросов справедливости, от избирательных прав до мер по борьбе с бедностью.
«Каковы основные принципы религии в отношении общественной жизни?» — спрашивает он. Его ответ — это литания, которую он часто повторяет: «Любовь, истина, справедливость, милость, благодать, наименьшие из них, бедные, больные, заключенные. Посмотрите на этот законодательный акт. Как эта политика влияет на людей? Как это влияет на их жизнь и смерть?»
Продолжая свою активную деятельность по всей стране, он теперь помогает будущим лидерам подготовиться к тому, что он называет неотложным публичным свидетельством.
«Если вы не бросите вызов бедности и отказу в медицинской помощи в этот момент, в этой жизни, вы потратили ее часть впустую», — говорит он.
В эпоху атомизации политики идентичности преподобный Барбер учит тому, что он называет политикой морального слияния.
«Когда люди садятся за границы, которые обычно разделяют нас – расу, географию, сексуальность – и затем честно смотрят на политику экстремизма, – говорит он, – они понимают, что те же самые люди, которые голосуют против людей, потому что они геи, они также блокируют прожиточный минимум».
Если экстремисты, говорит преподобный Барбер, работают вместе, то и его сторона должна объединиться.
Работа за пределами класса и кафедры
Эта работа выходит за пределы классной комнаты, в ежедневную часовню богословской школы. Студент встает, чтобы возглавить вступительную молитву: «Боже, Ты по Своей Милости выбрал быть Богом, который разделит эту работу. Вы приглашаете нас работать вместе с вами и друг с другом в поисках надежды, справедливости и мира».
Сзади сидит преподобный Барбер, молится и поет со своими учениками. У него есть слово поддержки для каждого из них. До и после студенты часовни толпятся вокруг него, рассказывая новости о проектах, документах и полевых работах.
Летние стажировки в церквях, посвященные избирательным правам и бедности, занимают центральное место в работе его Центра. Студент Бенджамин Болл провел часть лета в Алабаме.
«Мы стояли возле баптистской церкви на Декстер-авеню в Монтгомери, — говорит он, — церкви, в которой проповедовал и работал доктор Кинг, и которая находится прямо за столицей штата Монтгомери».
Для Болла, родом из Теннесси, этот опыт изменил ситуацию.
«Стоять у дверей этой церкви и видеть столицу штата прямо перед собой, — говорит он, — я не думаю, что существует более глубокий образ. Если вы выйдете из церкви и проигнорируете это, вы что-то упустите прямо перед собой».
Дело в том, что мораль – не единственная прерогатива религиозных консерваторов, говорит студент министерства Эд Форд из Коннектикута.
«Евангелие призывает нас творить справедливость, любить, миловать и смиренно ходить перед нашим Богом. Он говорит: «Если ты заболеешь, ты позаботишься обо мне?» Если я незнакомец, ты позаботишься обо мне? Если вы бедные и те, кто действительно страдает в мире?» Говорит Форд. «Это то, о чем нам следует говорить. Иисус призывает нас помочь даже меньшему из них. Не так ли?»
Помощь должна прийти, говорит Форд, не только через традиционные прямые услуги, которые часто оказывают церкви, такие как продовольственные банки, но также через законодательство и государственную политику.
«Бедность не знает, черный ли ты, белый, азиат или латиноамериканец», — говорит он. «Однако он знает, что корень всего этого в нашей стране заключается в следующем: «Собирается ли наше правительство вмешаться и помочь людям?» Собирается ли наша церковь высказываться и говорить о том, что правильно?»
Форд повторяет слова преподобного Барбера из предыдущей лекции, когда он заключает: «Собираемся ли мы быть капелланами Империи? Собираемся ли мы стать пророками Бога?»
Эти студенты изучают пути библейских пророков, которые поднимают невежливые темы и говорят правду властям, будь то в собраниях или на публичной площади.
Эти уроки студентка Лиззи Чиравоно из Южной Каролины начала изучать в раннем возрасте. «Будучи уроженцем Юга, — говорит она, — у меня нет возможности отделить религию от политики, потому что каждая социальная среда, в которую я попадала, была одновременно политической и религиозной».
В качестве примера Чиравоно описывает, как правительство и церковь обеспечивают едой бедные семьи.
«Я выросла в бедности», — говорит она. «А для людей, страдающих от бедности и других форм страданий, политика и религия никогда не выходят из головы».
Институционализация движения Центра за гражданские права
Эти студенты учатся брать эти ранние уроки и развивать их в образ мышления, образ жизни и способ работы.
«Набраться смелости и затем пойти и поговорить — вот о чем речь», — говорит давний лидер по гражданским правам и адвокат по трудовым спорам Розалин Вудворд Пеллес, которая помогает руководить Йельским центром публичной теологии и государственной политики здесь, в Нью-Хейвене.
«Речь идет о распространении понимания, как только оно у вас есть», — говорит она. «Это институционализация движения. И так оно попадает в сердца людей. В конечном итоге это приводит к изменению религиозного образования. И в конечном итоге это приводит к усилению движения, которое мы пытаемся построить».
Эта программа выходит за рамки простого обучения этих честолюбивых служителей. Речь также идет о формировании и реализации стремления, говорит другой руководитель центра, Джонатан Уилсон-Хартгроув.
«Здесь студенты испытывают глубокий духовный голод, связанный с ощущением, что что-то не так с тем, как устроен мир», — говорит он. И миссия состоит в том, чтобы направить это чувство неправильности в чувство цели.
«Так не должно быть. И Бог не хочет, чтобы так было», — говорит Уилсон-Хартгроув. «И что-то внутри них подсказывает им, что могло быть иначе, и они могут быть частью этого. Они хотят знать: «Как это работает?»».
Выступая против «ереси» христианского национализма
Вечер в Епископальном центре Беркли, в нескольких кварталах от Школы богословия. И снова певица Яра Аллен будоражит толпу.
«Мы не будем. Мы не поколеблемся», — поет она, а преподобный Уильям Барбер акцентирует куплет словами «О, Господи!» своим звонким басом.
Он здесь, чтобы дать интервью для подкаста «Путь лидера».
«Добро пожаловать всем», — говорит ведущий Брэндон Наппи. «Спасибо за ваше присутствие».
Некоторые студенты последовали за Барбером на эту запись и сидели в аудитории. Другие люди, представители университетского сообщества и общественности, тоже приходят послушать его выступления.
Независимо от того, где он появляется – в классе, в часовне или на записи подкаста за пределами кампуса – он собирает толпу, жаждущую заняться тем, что Барбер называет делом еврейских пророков и христианских Евангелий.
«Если вы не занимаетесь публичной теологией и не занимаетесь вопросами того, как мы относимся к наименьшим из них, — говорит он, — вы фактически разрезаете Священные Писания на части».
Он говорит, что именно это, по его мнению, делает христианский национализм сегодня — использует религию для разделения, а не для объединения, и вреда, а не помощи. Он называет это движение объединением религии с ересью официальной государственной власти. Скорее, он говорит, что Библия учит чему-то другому.
«Да приидет Царствие Твое» — это прямое заявление Цезарю о том, что твои вещи нереальны, что твой образ жизни должен пройти», — говорит Барбер. «Мы молимся о том, чтобы пришло другое царство, основанное на любви и справедливости и возвышающее всех людей».