Триумфы есть мимолетно в быстро меняющейся экономике Китая. Ранее в этом месяце Колин Хуан, основатель Pinduoduo, любимца китайской электронной коммерции, стал самым богатым человеком страны. Компания, основанная в 2015 году, добилась успеха, предлагая игровой опыт покупок, когда пользователи могут покупать группами, чтобы обеспечить более низкие цены. Сегодня это третья по величине компания электронной коммерции в Китае по объему продаж, уступающая только ЖД.com и Alibaba.
Однако пребывание г-на Хуана на вершине списка богатейших людей Китая было недолгим. 26 августа стоимость акций Pinduoduo рухнула почти на 30% после того, как компания сообщила о продажах за квартал с апреля по июнь, которые не оправдали высоких ожиданий рынка, и предупредила, что долгосрочное снижение прибыльности «неизбежно». Чистый капитал г-на Хуана упал на 14 млрд долларов, до жалких 35 млрд долларов; теперь он лишь четвертый по богатству человек в Китае.
Проблемы Pinduoduo происходят на фоне ослабления потребительских расходов в Китае. В июне продажи на шопинг-фестивале «618» упали впервые с начала ежегодного мероприятия электронной коммерции в 2010 году, несмотря на то, что ряд платформ продлили периоды продаж в этом году (см. диаграмму). Аналитики отрасли ожидают, что продажи электронной коммерции в Китае продолжат замедляться. Исследовательская фирма eMarketer прогнозирует, что годовой рост выручки снизится с 8,3% в этом году до 6,5% в 2028 году.
Жестокая ценовая война усугубляет проблемы. Посетите любой китайский сайт электронной коммерции, и вас будут бить вывески, рекламирующие огромные скидки и обещающие самые дешевые предложения в Интернете. Алгоритмы продвигают продавцов с самыми низкими ценами. Конкуренция стала более интенсивной из-за вторжения в электронную коммерцию приложений для коротких видео, таких как Douyin (китайская дочерняя компания TikTok) и Xiaohongshu (китайский ответ Instagram).
Мятежные торговцы оказывают еще большее давление на отрасль. Некоторые китайские компании электронной коммерции наращивают свои продажи, штрафуя торговцев за просроченные поставки или несоответствие продукции. В прошлом месяце сотни поставщиков окружили офисы Temu, зарубежного филиала Pinduoduo, в южном городе Гуанчжоу, чтобы выразить протест против таких штрафов. Десятки ворвались в здание. В ответ Pinduoduo заявила на своей конференции по доходам, что инвестирует 10 млрд юаней (1,4 млрд долларов США) в снижение сборов для торговцев и создание «здоровой и устойчивой экосистемы платформы».
Pinduoduo, возможно, надеется, что международная экспансия спасет его от ухудшающихся условий на родине. Это будет не так-то просто. Хотя число людей, просматривающих Temu, запущенный в Америке в 2022 году, резко возросло, в немалой степени благодаря огромным суммам, потраченным на рекламу, превратить это в доход оказалось сложнее. eMarketer считает, что Temu захватит менее 2% продаж электронной коммерции в Америке в этом году по сравнению с более чем 40% у Amazon.
Более того, американский титан электронной коммерции дает отпор китайскому новичку. Во время распродажи Prime Day в июле он предлагал скидки до 70% на некоторые продукты. Также сообщается, что он планирует запустить раздел скидок на своем сайте, в котором будут представлены дешевые товары, поставляемые напрямую с фабрик в Китае. Потребители, испытывающие нехватку денег, могут радоваться растущему ассортименту дешевых товаров. Однако для китайской звезды электронной коммерции будущее уже не выглядит таким уж радужным. ■
Чтобы оставаться в курсе самых важных событий в сфере бизнеса и технологий, подпишитесь на рассылку Итогнаша еженедельная рассылка, доступная только подписчикам.