Вткурица юго-запад Авиакомпания была основана в 1971 году, осуществляя рейсы на трех самолетах Boeing 737 между Далласом, Хьюстоном и Сан-Антонио, и мало кто мог себе представить, какое влияние ее бизнес-модель окажет на авиационную отрасль в Америке и за ее пределами. В последующие десятилетия бюджетные перевозчики (ЛККs) подавлял действующих игроков, предлагая дешевые и простые тарифы, чтобы снизить издержки и обеспечить полную загрузку самолетов, летающих из пункта в пункт, а не через крупные хабы.
Сегодня Southwest является крупнейшим внутренним перевозчиком Америки и четвертой по величине авиакомпанией в мире. Она получала ежегодную прибыль каждый год с 1973 по 2019 год, до того как разразилась пандемия COVID-19, с чистой маржой, часто превышающей 20% — поразительный подвиг в отрасли, известной своими ужасными доходами. Ее успех был подражан по всему миру. В 2001 году бюджетные перевозчики составляли менее десятой части мировых возможностей полетов. Теперь эта цифра составляет треть, согласно ОАГконсалтинговая компания.
Однако в последнее время оригинал ЛКК оказалась в штопоре. Продажи Southwest в размере 26 млрд долларов в 2023 году превысили уровень до пандемии. Однако чистая прибыль рухнула с 2,3 млрд долларов в 2019 году до едва ли 500 млн долларов в прошлом году. Ее чистая маржа составила менее 2%. Проблемы Southwest привлекли внимание Elliott Management, грозного инвестора-активиста, который накопил 9,7% акций компании и агитирует за перемены. 26 августа она направила акционерам компании письмо, в котором утверждала, что, среди прочего, авиакомпания должна уволить своего генерального директора и председателя.
Бюджетные конкуренты Southwest в Америке вряд ли могут злорадствовать. Spirit и JetBlue, две сверхдешевые авиакомпании, были заблокированы в январе от слияния по соображениям конкуренции. Ни одна из них не получила годовой прибыли с момента пандемии; Spirit, как сообщается, пытается реструктурировать свои долги. Frontier, еще один конкурент, чья попытка слияния со Spirit провалилась в 2022 году после того, как JetBlue вмешалась, также теряет деньги. Цены на акции четырех крупнейших американских ЛККВ среднем с начала 2023 года объемы перевозок сократились почти на 50%, а у трех традиционных американских авиакомпаний — American, Delta и United — выросли на 5%.
Что пошло не так для Америки? ЛККs? Рост цен на топливо и затрат на рабочую силу сократил прибыль, но не больше, чем у авиакомпаний с полным спектром услуг. Более серьезная проблема для Southwest и подобных ей заключается в том, что конкуренция растет со стороны некогда спящих традиционных перевозчиков.
Авиакомпании с полным спектром услуг, предлагающие роскошный опыт полета наряду с залами ожидания и программами лояльности, давно привлекают пассажиров, которые не желают, чтобы с ними обращались как со скотом. Однако в последнее время они также начали предлагать собственные дешевые тарифы в попытке отвоевать долю рынка у ЛККs. По словам Кейта Макмаллана из Aviation Strategy, консалтинговой компании, традиционные перевозчики «заполняют пустые места в конце салона тарифами без излишеств». Дэвид Вернон из Bernstein, брокер, отмечает, что количество тарифов базового экономкласса, добавленных тремя крупными традиционными перевозчиками, примерно эквивалентно всей вместимости Spirit. « ЛКК«Уникальное положение компании на рынке утрачено», — говорит он.
В то же время консолидация повысила прибыльность и расширила охват традиционных американских перевозчиков. За последние 15 лет шесть из них объединились в три. Их хабы, которые могут служить пунктами назначения или остановочными пунктами, предлагают пассажирам гораздо больше возможностей добраться из одного города в другой по сравнению с перевозчиком, летающим из пункта в пункт. Однако неудавшееся объединение Spirit и JetBlue говорит о том, что регуляторы не настроены позволять бюджетным авиакомпаниям консолидироваться в ответ. (Слияние Alaska и Hawaiian, двух небольших авиакомпаний с полным спектром услуг, похоже, может быть одобрено, но только потому, что у них мало пересекающихся маршрутов.)
Изменение схем поездок — дополнительная головная боль для бюджетных перевозчиков, которые полагаются на заполнение самолетов, чтобы получать прибыль. Однодневные поездки для деловых встреч стали менее распространенными после пандемии. Southwest когда-то совершала 12 рейсов в день между Оклендом и Бербанком в Калифорнии; теперь это восемь. 101 направление, куда она летала до COVID, выросло до 117, поскольку она переназначила самолеты в ответ на падение спроса на определенных маршрутах. Результатом стало больше пустых мест.
Бюджетные авиаперевозчики Америки реагируют на растущее давление по-разному. Southwest недавно объявила, что начнет взимать плату за назначенные места, положив конец своей давней политике, позволяющей пассажирам выбирать место после посадки в самолет. Также сообщается, что она пересматривает свою политику предоставления двух бесплатных сумок на пассажира. Frontier и Spirit, напротив, пытаются двигаться в сторону более высокого рынка. В мае Frontier ввел четыре новых тарифа, включая бизнес-класс. Spirit отменяет сборы за изменение или отмену рейсов и предлагает более щедрые нормы провоза багажа.
Бюджетные авиалинии в других местах будут внимательно следить. На данный момент европейские ЛККs летят высоко. В прошлом году Ryanair, крупнейшая авиакомпания Европы по объему пассажирских перевозок, получила рекордную прибыль. Джон Грант из ОАГ говорит, что европейский ЛККs были более искусны, чем американские, в сборе с клиентов дополнительных услуг; Ryanair превратил это в искусство. Помогает то, что Европа, где население более плотно заселено, а направления полетов более многочисленны, хорошо подходит для ЛККs. Хотя Ryanair обслуживает загруженные маршруты, например, между европейскими столицами, большая часть его трафика приходится на небольшие пункты назначения, где он является единственным перевозчиком. В Европе также есть больше второстепенных аэропортов, которые находятся недалеко от крупных городов, но из которых дешевле летать.
Бюджетные перевозчики Америки, напротив, чаще сталкиваются с традиционными перевозчиками на перегруженных маршрутах. Эти американские ЛККАвиакомпании, дела у которых идут намного лучше, такие как Allegiant, Breeze, Avelo и Sun Country, сосредоточились на полетах из небольших городов в места отдыха, тем самым обслуживая более ограниченный рынок.
Бюджетные авиалинии также стремительно развиваются в развивающихся странах. В прошлом году IndiGo, индийская ЛКК которая является лидером в авиационной промышленности страны, разместила заказ на 500 самолетов у Airbus, что является крупнейшим заказом авиакомпании в истории, на фоне чрезвычайно высокого спроса.
Ryanair и IndiGo в настоящее время сталкиваются с более слабой конкуренцией со стороны действующих авиакомпаний, отмечает г-н МакМуллан из Aviation Strategy. Со временем это может измениться. Традиционные европейские авиакомпании неуклонно консолидируются в три большие группы — Lufthansa, Air France-КЛМи ИАГвладеющей British Airways. Аналогично, IndiGo придется бороться с возрожденным Air India, национальным перевозчиком, который теперь находится в руках Tata Group, одного из крупнейших конгломератов страны. Бюджетные авиалинии по всему миру должны быть готовы к турбулентности. ■
Чтобы оставаться в курсе самых важных событий в сфере бизнеса и технологий, подпишитесь на рассылку Итогнаша еженедельная рассылка, доступная только подписчикам.