Рпостоянные посетители на Burning Man, ежегодном недельном фестивале в пустыне Невада, обычно спешат купить билеты. В этом году они спешат их продать. Сбор хиппи и миллиардеров, который начинается 25 августа, не был распродан впервые с 2010 года. Билеты номиналом 575 долларов продаются на вторичном рынке менее чем за полцены.
Непогода может отпугнуть некоторых людей: в последние годы наблюдались и рекордная жара, и проливные дожди, из-за которых посетители фестивалей обгорали и валялись в грязи. Но Burning Man — не единственное мероприятие, у которого выдался трудный год. В апреле Coachella, крупнейший в Америке музыкальный и художественный фестиваль, не смог распродать все билеты. То же самое произошло с фестивалями в Рединге и Лидсе, которые начались в Великобритании 21 августа. Более 50 британских фестивалей были отменены этим летом.
Частично виноваты более высокие издержки. Из-за карантина 2020–2021 годов многие компании, организующие живые мероприятия, закрылись, сократив предложение всего: от осветителей до переносных туалетов. Когда позже высвободился отложенный спрос, это привело к резкому росту цен. Согласно подсчетам Ассоциации независимых фестивалей, издержки являются основной причиной отмен в этом году в Великобритании. Самые популярные мероприятия могут переложить эти издержки на потребителей: в этом году фестиваль Гластонбери был быстро распродан, несмотря на то, что билеты стоили на 43% дороже, чем в 2019 году. Но те, кто не А-list изо всех сил пытаются убедить фанатов раскошелиться. В мае Дженнифер Лопес отменила серию концертов из-за сообщений о слабых продажах.
Фестивали также пострадали от изменений в привычках слушателей. Алгоритмические рекомендации потоковых платформ, таких как Spotify, направили фанатов в ниши, сделав рынок более фрагментированным, чем в те дни, когда все слушали одни и те же радиочарты. Поскольку слушатели делятся на племена, от К-pop в хип-хоп, становится все сложнее организовывать фестивальный состав с широким охватом, говорит Уилл Пейдж, бывший главный экономист Spotify. Мероприятия, ориентированные на один музыкальный жанр, проходят лучше, чем мероприятия общего интереса, говорит он: сегодняшние фанаты «ходят в эхо-камеры, а не на фестивали».
Фрагментация слушателей также делает фестивали более сложными для мейнстримовых артистов, которые больше не могут рассчитывать на восторженный прием. В июне Рита Ора попыталась собрать толпу на фестивале Mighty Hoopla в Лондоне, чтобы они присоединились к одной из ее песен, но никто не знал текста. В апреле, когда толпа на Coachella осталась равнодушной к выступлению Blur, их фронтмен Дэймон Албарн отругал их: «Вы больше никогда нас не увидите, так что, черт возьми, можете сами ее спеть». Энтузиазм по поводу фестивалей, похоже, идет на убыль по всему миру.■
Чтобы оставаться в курсе самых важных событий в сфере бизнеса и технологий, подпишитесь на рассылку Итогнаша еженедельная рассылка, доступная только подписчикам.