Нортвольт имел все атрибуты индустриального чемпиона. Капитал хлынул от таких титанов Уолл-стрит, как Goldman Sachs и BlackRock. Различные правительства благословили его планы щедрыми грантами, а крупные клиенты поручились за его технологию. Но 23 сентября семилетний шведский производитель аккумуляторов объявил, что приостановит работу на одном из своих новых заводов, замедлив расширение своих исследований и разработок (Р&Д) подразделения и уволить пятую часть его рабочей силы. Это был второй раунд сокращений за месяц.
Питер Карлссон, руководитель Northvolt, обвинил в этом «встречные ветры на автомобильном рынке и более широкий промышленный климат». Автопроизводители, включая крупнейшего инвестора Northvolt, Volkswagen, испытывают трудности с экономикой электромобилей (ЕВс), с некоторыми убытками от своих электроподразделений. Спрос на ЕВрост замедлился, что привело к снижению спроса на клетки, питающие их. Даже крупные производители аккумуляторов, такие как южнокорейские СК Вкл. и LG Energy Solution сталкивается с уменьшением прибыли. В прошлом году Northvolt потеряла $1,2 млрд, что в четыре раза больше, чем в 2022 году.
Однако более серьезная проблема Northvolt связана с самим собой. Поскольку ее совокупное финансирование в форме долга, акционерного капитала и грантов в прошлом году выросло до $15 млрд, компания распространила свои технологические ставки повсюду. Компания разработала новую натрий-ионную батарею, инвестировала в батареи на древесной основе вместе с Stora Enso, бумажной компанией, а также обеспечила аккумуляторы для авиации через Cuberg, стартап, который она купила в 2021 году. Она расширила свою деятельность. Р&Д и углубилась в искусственный интеллект — популярный среди инвесторов — когда создала новую команду разработчиков программного обеспечения. Компания поддержала Liminal, стартап по анализу аккумуляторов, и вошла в совместные предприятия, такие как Р&Д центр с Volvo Cars и португальским литиевым заводом.
В результате такого расточительства 2023 год стал для компании «самым тяжелым инвестиционным годом», сообщила компания Northvolt: в среднем инвестиции составляли 200–300 миллионов долларов в месяц. Целью Northvolt было быстро стать вертикально интегрированным европейским аккумуляторным гигантом. Имея капиталоемкие производственные площадки в Канаде, Германии, Польше и Швеции, компания Northvolt надеялась получить более 150 гигаватт-часов (ГВh) мощности по производству клеток к 2030 году, что в десять раз превышает нынешнюю мощность. (Скептики отмечали, что, если бы 15-миллиардный пакет финансирования Northvolt пошел бы существующим производителям аккумуляторов, таким как южнокорейские фирмы с заводами в Европе, это могло бы почти удвоить европейские мощности по производству аккумуляторов, превысив 300 единиц).ГВчас.)
Вместо этого молодая компания отвлеклась от своей главной цели: производства аккумуляторов для ЕВс, вовремя. 20 июня BMWНемецкий автопроизводитель отменил заказ от Northvolt на сумму 2,1 миллиарда долларов из-за задержек. Ничто из этого не должно удивлять г-на Карлссона: «перевыполнение плана с учетом нескольких проектов расширения» указано в качестве риска в годовом отчете Northvolt. Ее проблемы омрачают усилия Европы по развитию стратегически важной отрасли на континенте.
Обуздание разрастающихся операций Northvolt облегчит потерю денежных средств, но инвесторы и кредиторы начинают нервничать. Northvolt считает такие банки, как JPMorgan Chase, американский банк, среди 25 кредиторов, которые в январе предоставили ему кредит в 5 миллиардов долларов. Сообщается, что кредиторы собираются встретиться 27 сентября, чтобы решить, может ли компания воспользоваться этим кредитом. В последние дни некоторые кредиторы привлекли консультантов для оценки своих возможностей в случае углубления денежного кризиса. Чтобы избежать серьезного кризиса доверия, г-ну Карлссону необходимо будет начать выполнять – как можно скорее – портфель заказов Northvolt, стоимость которого в прошлом году составила 53 миллиарда долларов. В то же время ему придется еще больше сократить переоцененную компанию.■
Чтобы быть в курсе самых важных новостей в сфере бизнеса и технологий, подпишитесь на Итогнаш еженедельный информационный бюллетень только для подписчиков.