То какая страна Шеин принадлежит? интернет-гигант одеждыштаб-квартира которой находится в Сингапуре, как ожидается, перечислить свои акции в Лондоне в ближайшие месяцы. Ранее в этом году Дональд Тан, ее исполнительный председатель, объявил ее американской в силу ее ценностей и того факта, что она зарабатывает там большую часть своих денег. Между тем, большинство сотрудников Shein находятся в Китае, где компания была основана в 2012 году. Все это может указывать на то, что Shein является многонациональной компанией, не привязанной ни к одной стране. К сожалению, вопрос национальности не так просто для фирмы, которая объединяет Китай и Запад.
Шеин принадлежит к новому поколению инновационных китайских компаний, которые покорили богатый мир. Сейчас на его долю приходится половина продаж быстрой моды в Америке, и ожидается, что в этом году по всему миру будет продано дешевых блузок, юбок и другой одежды и аксессуаров на сумму около 50 миллиардов долларов по сравнению с примерно 32 миллиардами долларов в 2023 году (см. диаграмму). Это примерно столько же, сколько Х&М и Zara, два крупнейших западных бренда быстрой моды вместе взятые. Тему, зарубежное подразделение китайской компании электронной коммерции Pinduoduo, добилось аналогичного успеха. Около 170 миллионов американцев используют TikTok, приложение для обмена видео, контролируемое китайской технологической фирмой ByteDance. Китайские компании в различных отраслях, от игр до электромобилей, также расширяют свою деятельность на западных рынках.
Потребители на Западе с удовольствием восприняли эти новые предложения. Однако этот энтузиазм не разделяют их правительства, которые опасаются, что китайские компании украдут данные граждан или подорвут национальную безопасность. В прошлом году Америка приняла закон, требующий от ByteDance либо продать TikTok, либо покинуть страну (хотя ее будущее при Дональде Трампе, который перевернулся по этому вопросу, остается неопределенным). Американские законодатели расследуют дела Шейна и Тему по поводу обвинений в использовании принудительного труда в их цепочках поставок (которые компании отрицают). А в сентябре правительство Америки заявило, что планирует отменить торговое правило, освобождающее импорт стоимостью менее 800 долларов от таможенных пошлин, от чего выигрывают обе компании. В то же время китайские официальные лица также стали подозрительно относиться к этим фирмам, путешествующим по всему миру, опасаясь, что они передадут конфиденциальную информацию иностранным противникам или вырвутся из-под контроля Коммунистической партии.
В ответ многие китайские транснациональные корпорации преуменьшают свои связи со страной. 14 ноября компания BeiGene, производитель лекарств, чье имя является отсылкой к столице, заявила, что переименует себя в BeOne Medicines. Сотни китайских фирм, как и Шеин, перенесли свои штаб-квартиры в Сингапур. Но Шейн пошла дальше, чем большинство других, в своих усилиях переопределить себя как глобальную, а не китайскую компанию. Она не продает свою продукцию в Китае (где она носит название Xiyin) и заявляет, что все больше напоминает любую другую глобальную фирму, которая закупает свою продукцию из этой страны. Однако опыт показывает, насколько сложно компаниям, родившимся в Китае, оторваться от этого.
Рассмотрим сначала операционную деятельность Шеина. По данным регулирующих органов, в конце прошлого года около 10 000 из 16 000 сотрудников компании базировались в Китае. Частично это связано с тем, что Шеин в значительной степени полагается на китайские фабрики. Бывшая штаб-квартира компании в Гуанчжоу, которая по-прежнему является ее крупнейшим офисом в мире с почти 5000 сотрудников, занимается главным образом логистикой и управлением отношениями с поставщиками. В соседнем районе, известном как «Деревня Шейн», десятки тысяч людей работают на фабриках, производящих одежду для компании (они не являются сотрудниками непосредственно Шеина). Офис в Гуанчжоу невзрачный; на здании нет логотипа, идентифицирующего его основного арендатора. Когда ваш корреспондент посетил компанию в прошлом месяце, единственным признаком присутствия Шейна был большой воздушный шар в форме торта, надутый у входа в честь 12-летия компании.
Однако база Шеина в Китае — это нечто большее, чем просто управление цепочкой поставок. Способность компании использовать данные для разработки алгоритмов, которые точно прогнозируют потребительский спрос, сыграла решающую роль в ее успехе. Подавляющее большинство этой работы по-прежнему происходит дома. По словам консультанта, знакомого с компанией, будет очень сложно заменить или переместить людей, необходимых для поддержания этих операций.
В Нанкине, где была основана компания, руководители работают над стратегией ее брендинга. В некоторых документах Шейн до сих пор называет офис там своим «глобальным операционным центром». Две дочерние компании в Шанхае, в которых в конце прошлого года работало около 500 человек, занимаются дизайном продуктов, цифровым маркетингом и управлением отношениями с влиятельными лицами TikTok, которым платят за рекламу компании. И присутствие Шеина в стране расширяется. По состоянию на прошлый месяц компания набирала почти 1900 должностей в 13 городах, включая Шэньчжэнь и Шанхай, где она пополнила команду, которая обрабатывает данные и помогает разрабатывать алгоритмы.
Второй иллюстрацией сложности положения Шеина является предлагаемый листинг компании за рубежом. Зарубежные первичные публичные размещения (ИПОs) китайских фирм резко упали в последние годы, поскольку правительство Китая сигнализировало о своем неодобрении, наиболее заметно вынудив DiDi, службу такси, выйти из листинга в Америке в 2022 году. в соответствии с LSEGгруппа финансовых рынков. В этом году они собрали менее 5 миллиардов долларов.
Шеин, возможно, надеялся, что, отказавшись от внутреннего рынка, его IPO привлечет меньше внимания со стороны Китая. Компаниям с менее чем 1 млн онлайн-пользователей из Китая не нужно проходить проверку со стороны администрации кибербезопасности страны, прежде чем размещать свои акции за границей. Шейн старался оставаться в тени в Китае. Сюй Янтянь, ее основатель и исполнительный директор, избегает интервью средствам массовой информации; В Интернете мало фотографий 40-летнего миллиардера. Нежелание компании переводить работу за границу может также отражать ее опасение навлечь на себя недовольство правительства. Человек, близкий к бизнесу, говорит, что китайские власти внимательно следят за тем, какие цифровые операции выполняются внутри страны и что вывозится за границу.
Никогда тебя не брошу
Несмотря на все это, Шеина не пощадили. По данным агентства по надзору за кибербезопасностью, компания начала проверку того, как компания управляет данными о своих поставщиках и логистике в Китае. Уолл Стрит Джорнали Шеину пришлось запрашивать разрешение у правительства Китая на размещение акций за границей. Мрачный, неофициальный процесс, через который ей теперь предстоит пройти, подчеркивает «встроенные политические риски», которые инвесторам придется учитывать при оценке компании, говорит Дрю Бернштейн из бухгалтерской фирмы MarcumAsia.
Растущая обеспокоенность по поводу этих рисков способствовала резкому пересмотру оценки Шеина в сторону понижения за последние два года. Раунд финансирования в 2022 году, в котором участвовали две американские частные инвестиционные компании General Atlantic и Tiger Global, оценил Шейна примерно в 100 миллиардов долларов. В прошлом году его стоимость оценивалась всего в 66 миллиардов долларов, а в результате продажи частных акций в начале этого года, как сообщается, эта цифра составила менее 50 миллиардов долларов. База Шеина в Китае помогла ему разработать инновационный сервис, которым пользуются миллионы покупателей по всему миру, независимо от их национальности. Однако до тех пор, пока и Вашингтон, и Пекин считают его китайским, инвесторам, возможно, придется делать то же самое. ■