Вткурица Келли Ортберг в прошлом месяце занял пост генерального директора Boeing, список проблем, с которыми ему пришлось столкнуться в этом аэрокосмическом гиганте, уже был устрашающим. Производство 737 МАКС Пассажирский самолет, самый важный продукт Boeing, был сокращен после взрыва фюзеляжной панели в полете в январе. Производство более крупного 787 Dreamliner также замедлилось из-за проблем с поставками. Планы по запуску еще более крупного 777Х отстают от графика на годы. Добавьте к этому убытки в обычно прибыльном оборонном подразделении Boeing и досадный сбой программного обеспечения, из-за которого астронавты, пилотирующие космический корабль Starliner, застряли на Международной космической станции, и некоторые могут задаться вопросом, почему г-н Ортберг взялся за эту работу.
Теперь боссу Boeing предстоит разобраться с еще одним кризисом. 13 сентября забастовка 33 000 членов профсоюза, пятая часть рабочей силы компании, охватила предприятия в штате Вашингтон, где фирма собирает 737 МАКСчто привело к остановке производства. Банк Morgan Stanley оценивает, что забастовка будет стоить Boeing 2 млрд долларов наличными в месяц, в то время как его финансы и так находятся под давлением. Чтобы сэкономить средства, Boeing заявил 18 сентября, что отправит в неоплачиваемый отпуск десятки тысяч служащих на одну из четырех недель, пока продолжается забастовка. Последняя крупная забастовка в компании в 2008 году длилась 58 дней. Эта забастовка все еще может оказаться недолгой. Но если этого не произойдет, она может оставить необратимый ущерб.
В центре последнего спора — оплата труда. Boeing предложил своим сотрудникам 25%-ное повышение в течение четырех лет; ее рабочие требуют 40%. Это было бы меньшей проблемой для компании, чем кажется, — сборка составляет малую часть от общей стоимости производства ее самолетов, а заработная плата — малую часть.
Воздерживаясь, Boeing отложит свои усилия по возвращению производства на прежние уровни. Фирма заявляет, что она производила около 30 737 МАКСsa месяц, так что каждый день пикетирования означает на один самолет меньше. Даже если забастовка будет короткой, Boeing, как ожидается, поставит всего 400 самолетов в этом году, что вдвое меньше, чем на пике в 2018 году.
Затяжная забастовка еще больше ухудшит финансовое положение Boeing. 737 МАКС должен был стать его банкоматом, но не выдавал деньги надежно с тех пор, как две фатальные аварии, связанные с неисправным программным обеспечением, привели к его временной приостановке в 2019 году. С тех пор операции Boeing сожгли $25 млрд наличных, а чистая задолженность компании составила $45 млрд. У Airbus, его главного конкурента, их почти нет.
До забастовки аналитики прогнозировали, что фирма прекратит сжигать наличные во второй половине этого года, потеряв $7 млрд из них в ходе операций в первой половине. Длительная остановка повернет ее прогресс вспять.
Boeing также рискует получить понижение своего кредитного рейтинга крупными агентствами, если приостановка продлится. Это сделает более дорогим пополнение ее денежной кучи в размере 11 млрд долларов. У компании также есть облигации на сумму 22 млрд долларов, которые необходимо будет рефинансировать в течение следующих трех лет, и процентные ставки по ним вырастут. Таким образом, для поддержания своего инвестиционного рейтинга Boeing может решить привлечь деньги путем выпуска акций (большинство аналитиков считают, что 10 млрд долларов должно быть достаточно). Это станет еще одним ударом для многострадальных акционеров компании; цена акций Boeing уже упала на 65% по сравнению с максимумом 2019 года.
Boeing может утешиться огромным портфелем заказов на пассажирские самолеты. Но у Airbus он гораздо больше. Европейская фирма, скорее всего, произведет около 770 самолетов в этом году, а цена ее акций близка к своему допандемийному максимуму. Airbus также недавно объявила, что выпустит новый самолет к концу десятилетия. Boeing, возможно, не находится под угрозой краха, но чем больше времени потребуется, чтобы снова раскрутить свои двигатели, тем больше она будет отставать. ■
Чтобы оставаться в курсе самых важных событий в сфере бизнеса и технологий, подпишитесь на рассылку Итогнаша еженедельная рассылка, доступная только подписчикам.