«Как повысить IQ мира» — гласит многообещающий крышка выпуска от 13 июля Экономист. Мамы и дети должны есть больше питательных продуктов, которые помогут им противостоять инфекционным заболеваниям. Если они будут это делать, люди будут выше ростом и будут наслаждаться улучшенной мозговой мускулатурой.
Средний уровень интеллекта населения мира растет уже столетие или больше. Ученые десятилетиями знали, что питание питает мозг, как и все остальное тело, но только сейчас крупный новостной канал предоставил подробности о связи между питанием и уровнем IQ. Британский журнал слегка касается достигнутого прогресса, а затем концентрируется на расстоянии, которое еще предстоит пройти. Он сетует на бедность, войну, голод, коррупцию, правительственные постановления и неправильный выбор продуктов питания, которые в совокупности подвергают миллионы детей недоеданию.
Поступая так, The Экономист исправляет широко распространенное, глубоко укоренившееся понимание интеллекта как черты, определяемой исключительно нашим генетическим даром. Учебные теории интеллекта говорят нам, что человеческий мозг развивался медленно на протяжении тысяч тысячелетий посредством процессов дарвиновского естественного отбора. Интеллектуально «пригодные» выживали и размножались.
Эта точка зрения не столько неверна, сколько неполна. В 1980-х годах Джеймс Флинн, новозеландский политический теоретик, сообщил, что взрослые, которые тогда проходили тест на IQ, набирали примерно на 15 баллов больше, чем те, кто проходил сопоставимый тест в 1930-х годах. Генетики поначалу высмеяли это новое открытие, но последующие исследования также зафиксирован средний прирост примерно на три балла за десятилетие в таком виде интеллекта, как текучее мышление, которое используется для решения абстрактных задач, например, тех, которые встречаются в математике.
Дэни Шакил из Букингемского университета и я отслеживали рост успеваемости по математике в США в возрасте девяти лет в период с 1970 по 2015 год (см. «Полвека студенческого прогресса,” исследоватьосень 2022 г.). Результаты улучшаются настолько же, насколько и тенденция к росту в области плавного рассуждения за тот же период, что говорит о том, что маленькие дети в Соединенных Штатах становятся умнее с каждым десятилетием. Однако прирост в чтении составляет менее четверти от прироста в математике. Кроме того, мы обнаруживаем, что рост в математике выше у чернокожих и испаноязычных учеников, чем у белых. Прирост особенно велик у азиатских учеников. Мы также обнаруживаем, что улучшение больше среди тех, кто находится в нижнем квартиле социально-экономического распределения, чем среди тех, кто находится в верхнем квартиле.
Три объяснения могут объяснить улучшение результатов тестов учащихся в Соединенных Штатах. Во-первых, семьи в Соединенных Штатах стали неуклонно меньше и более зажиточными, более образованными и информационно богатыми, что создает лучшую домашнюю среду для детей. Во-вторых, школы могут быть более эффективными, чем когда-либо прежде. На образование тратится больше денег, чем 50 лет назад, размеры классов меньше, школы менее сегрегированы, ресурсы распределяются более справедливо, и школьники теперь получают широкий спектр дополнительных услуг.
В-третьих, улучшение питания и здравоохранения улучшило развитие мозга в течение так называемого золотого периода, приблизительно 1000 дней между зачатием и двухлетним возрастом, время, когда мозг быстро развивается. Если младенцы получают необходимые питательные вещества как до, так и после выхода из утробы матери, и если питательные вещества не нужно использовать для борьбы с инфекционными заболеваниями или экологическими вредителями, они позже будут обладать большей способностью рассуждать с гибкостью.
Три объяснения являются взаимодополняющими, а не конкурентными, но редакторами The Экономист Приводят веские доводы в пользу важности третьего фактора, подчеркивая распространенность задержки роста во многих бедных странах, физического ухудшения, которое исследователи отчасти приписывают серьезному недоеданию. Опираясь на данные Всемирной организации здравоохранения, они утверждают, что в Соединенных Штатах процент детей, слишком низких для своего возраста, колебался около 2 процентов в период с 2000 по 2022 год. За тот же период в Китае уровень задержки роста снизился с 20 процентов до того же уровня, что и в Соединенных Штатах. В Бангладеш, где государственная политика была сосредоточена на улучшении питания детей раннего возраста, процент детей с задержкой роста снизился примерно с 50 процентов до 20 процентов, что резко контрастирует с Филиппинами, где наблюдается снижение всего лишь примерно на 5 процентных пунктов с 30-процентного уровня задержки роста на рубеже веков.
Во всем мире средний рост населения мира увеличился на 4 дюйма за последнее столетие. Хотя The Экономист фокусируется на крайних случаях, таких как задержка роста, связь между питанием и IQ гораздо шире. Постоянные достижения в области питания в течение последних 100 лет привели к постоянному росту способностей и возможностей, а также роста.
Рост роста и интеллекта не будет продолжаться вечно. Мы не должны представлять себе мир Гулливера с 12-футовыми гигантами или страну, населенную Эйнштейнами, в ближайшее время. Как любят говорить экономисты, доходность инвестиций уменьшается на пределе. Возврат IQ к улучшению питания, снижению заболеваемости и экологическим рискам, возможно, уже начал приближаться к точке исчезновения в самых передовых индустриальных обществах. Если Недавнее снижение показателей Национальной оценки образовательного прогресса если есть какие-либо признаки, это может быть справедливо и для Соединенных Штатов.
Тем не менее, лучшая забота о самых молодых, самых хрупких членах общества по всему миру могла бы дать существенный прирост мирового интеллекта. Четыре всадника Апокалипсиса — смерть, война, эпидемия и голод — все еще скачут. Нам еще предстоит искоренить нездоровое питание, ошибочные правила и коррумпированные системы распределения продовольствия, не говоря уже о вооруженных конфликтах, голоде и заразных болезнях. Надеюсь, когда-нибудь мы будем достаточно разумны, чтобы сделать это.