Снедоверие заразительно. Тот, кто заявляет о своей позиции с полной уверенностью, скорее всего, вдохновит, чем тот, кто хеджирует свои ставки. «Мы можем сражаться с ними на пляжах; это немного зависит от погоды», было бы гораздо менее убедительно. То, что верно в отношении ораторского искусства Черчилля во время войны, верно и в менее драматических обстоятельствах. В исследовании Маттиаса Брауэра из Университета Мангейма и его соавторов проанализирован язык, используемый в письмах инвесторов-активистов; выяснилось, что более уверенные письма были связаны с более успешными кампаниями активистов.
Уверенность придает статус. В исследовании, опубликованном в 2012 году Кэмероном Андерсоном из Калифорнийского университета в Беркли и его соавторами, студенты МВА перед началом занятий попросили пройти онлайн-опрос. В анкете участникам предлагалось сказать, узнали ли они определенные имена, события и произведения искусства; им неизвестные варианты включали как подлинные варианты, такие как Максимилиан Робеспьер и «Пигмалион», так и вымышленные, такие как Бонни Принц Лоренцо и «Дикий Виндемир». Согласно рейтингам на конец семестра, самоуверенные студенты, выбравшие больше вымышленных работ, оказали наибольшее влияние на своих одноклассников.
Уверенность без компетентности не поможет вам далеко продвинуться. Если вы будете рассказывать людям, как сильно вы любите «Единого мушкетера», вы, вероятно, не окажете такого влияния. Но компетентность без уверенности также налагает ограничения. Сомневающиеся в себе люди с меньшей вероятностью будут претендовать на повышение по службе. Иррациональный уровень веры в себя — отличительная черта многих успешных основателей. В недавней работе Терхи Мачульского и Ютты Вийникайнен, двух финских ученых, рассматривалась взаимосвязь между личностными качествами и статусом занятости в Финляндии и было обнаружено, что более высокая уверенность в себе является предиктором как предпринимательства, так и предпринимательского успеха.
Однако уверенность приносит не только вознаграждение, но и опасность. Работа Ульрики Мальмендье из Калифорнийского университета в Беркли и Джеффри Тейта из Университета Мэриленда показала, что самоуверенные боссы гораздо чаще совершают поглощения (хотя они более не склонны к внешнему финансированию, полагая, что оно недооценивает их бизнес). Их приобретения также с большей вероятностью разрушат стоимость.
Еще одна статья Гуоли Чена из INSEAD и его соавторы рассмотрели взаимосвязь между Генеральный директоруверенность и прогнозы их доходов. Исследователи обнаружили, что руководители с завышенным уровнем веры в себя медленнее корректировали свои прогнозы, когда они оказывались неточными. «Проще говоря, — заключают они, — самоуверенные руководители, которые совершают ошибки, продолжают ошибаться дольше».
В идеальном мире уверенность распределялась бы равномерно и в нужных количествах: оптимально уверенный в себе человек — это человек, достаточно уверенный в себе, чтобы доверять своему собственному суждению и признать, что оно ошибочно. На практике уверенность распределяется очень неравномерно и также подвержена петлям обратной связи.
Уверенный в себе человек («Я такой замечательный») способен еще больше поверить в свои способности, если добьется успеха («Я такой замечательный, и вот название должности, подтверждающее это»). В одном исследовании, проведенном Натаниэлем Фастом из Университета Южной Калифорнии и его соавторами, проверялась готовность людей делать ставки на то, как они справятся с трудной викториной на общие знания. Участники, которых спрашивали, какой властью они обладают на работе, прежде чем делать ставки, ставили больше (и теряли больше), чем люди с таким же стажем работы, которых спрашивали об их роли только после того, как они решили, на что играть.
Эта запутанная картина сводится к двум общим предложениям, над которыми менеджеры должны задуматься. Во-первых, напыщенным людям нужны ограждения. Новая статья Присциллы Крафт из WHUнемецкая бизнес-школа, и ее соавторы пришли к выводу, что самоуверенные руководители американских высокотехнологичных фирм имеют лучший опыт создания прорывных инноваций, если их сдерживает влиятельный и экспертный совет директоров.
Во-вторых, сомневающимся в себе нужна поддержка, чтобы реализовать свой потенциал. Это может исходить от менеджеров, наставников или даже от них самих. Исследование Йориса Ламмерса из Кёльнского университета и его соавторов побудило некоторых участников имитационного собеседования вспомнить времена, когда они обладали властью. Независимые эксперты, не знавшие об эксперименте, обнаружили, что они писали более убедительные сопроводительные письма и лучше справлялись с личными собеседованиями, чем другие кандидаты. Уверенность может быть естественной. Это также может быть уловка. ■
Подписчики The Economist могут подписаться на нашу новую Информационный бюллетенькоторый объединяет лучшее из наших ведущих, колонок, гостевых эссе и переписки читателей.