То стать а миллионер, начни с миллиарда долларов и запусти авиакомпанию. Обычно приписываемая Ричарду Брэнсону, британскому предпринимателю, эта фраза доходит до истины, что авиационный бизнес жаден до капитала и подвержен неудачам. Тем не менее, это не остановило Рахула Бхатию, турагента, и Ракеша Гангвала, бывшего руководителя авиакомпании. Они начинали как простые миллионеры, а сегодня входят в число 500 самых богатых людей в мире, с общим чистым капиталом в 13,3 млрд долларов, согласно Форбссоставитель списков.
IndiGo, авиакомпания, которую они основали в 2006 году, сейчас является крупнейшей в Индии, занимая более 60% внутреннего рынка по объему пассажирских перевозок. Для сравнения, четыре ведущие авиакомпании Америки вместе занимают 69% ее рынка. IndiGo входит в десятку крупнейших авиакомпаний мира по количеству рейсов. Если не считать пандемии, она стабильно приносит прибыль с третьего года работы. И она намерена стать еще больше. В прошлом году компания разместила заказ на 500 самолетов, что является крупнейшим заказом для авиакомпании. Каждую неделю ее флот пополняется новым самолетом.
В честь 18-летия IndiGo в этом месяце авиакомпания провела экстравагантное мероприятие в Дели, в ходе которого члены экипажа танцевали под «Nattu Nattu», популярную песню на телугу. Еще более необычным было видение IndiGo, бюджетного перевозчика, своего будущего, включая новое предложение бизнес-класса, программу для часто летающих пассажиров и, с 2027 года, когда он получит свой первый широкофюзеляжный самолет Airbus A350, запуск дальнемагистральных рейсов. Недавняя история авиации усеяна остовами бюджетных перевозчиков, таких как Wow Air и Primera Air, которые пытались сделать аналогичные шаги. Однако стратегия IndiGo может оказаться дальновидной.
История индийской авиации ужасна: ни одна авиакомпания не пережила бум 1990-х годов. Jet Airways и Kingfisher, две любимые авиакомпании с полным спектром услуг, обе обанкротились. Go First, бюджетный перевозчик, находится на грани ликвидации. SpiceJet, еще один, испытывает трудности с оплатой счетов. Главный конкурент IndiGo, Air India, бывший государственный перевозчик, приватизированный в 2022 году, находится в процессе дорогостоящего восстановления. Авиационный сектор Индии жестко регулируется, его инфраструктура ужасна, а среднестатистический пассажир так же чувствителен к цене, как белый тигр к солнечному свету.
Как же тогда IndiGo процветает? Как и ее пассажиры, она ценит бережливость. В «Sky High», новой книге о подъеме IndiGo, Тарун Шукла, авиационный журналист, рассказывает историю из 2004 года, когда основатели вели переговоры о первоначальном заказе с представителем Airbus за обедом. В конце еды г-н Бхатия потянулся за своим кошельком. Г-н Ганвал остановил его руку: «Не мы, он заплатит». Жесткий стиль переговоров г-на Ганвала был «одним из самых важных факторов, обеспечивших им успех», говорит Бинит Сомайя из КАПА Индия, авиационный консалтинг. Чтобы удерживать цены на низком уровне, IndiGo начала с первоначального заказа в 100 самолетов, неслыханного для начинающей авиакомпании и еще более абсурдного в Индии, где общий флот на тот момент насчитывал всего 158 самолетов. Тщательно структурированные контракты с производителями двигателей не давали компании терять деньги, когда проблемы с двигателями останавливали самолеты.
Г-н Бхатия лаконично выразился в интервью в 2011 году: «Мы, простите за мой французский, очень дотошны в отношении нашей структуры затрат». IndiGo годами сопротивлялась бортовым журналам. Она по-прежнему избегает духовок, которые добавляют вес и сложность; еда в новом бизнес-классе будет оставаться холодной. За исключением турбовинтовых самолетов для региональных маршрутов, ее флот полностью состоит из одного типа самолетов.
Придирки к расходам также являются отличительной чертой других успешных бюджетных авиакомпаний, от Ryanair до Southwest Airlines. Однако в других отношениях IndiGo отличается от большинства других бюджетных авиакомпаний. Она является активным участником соглашений о код-шеринге. У нее есть грузовые перевозки. Она продает стыковочные маршруты. Вместо модели «от точки до точки», обычно используемой бюджетными авиакомпаниями, она движется к подходу «ступица и спицы», типичному для авиакомпаний с полным спектром услуг. Различие между бюджетными и полносервисными, утверждает Питер Элберс, генеральный директор IndiGo, «стало немного размытым за эти годы». Как сказал г-н Сомайя из КАПА Индия заявляет: «Они, возможно, не Singapore Airlines, но они и не пытаются стать Ryanair».
Новая стратегия IndiGo добавит сложности авиакомпании, построенной вокруг простоты. Но она все равно может иметь смысл по двум причинам. Первая заключается в том, что по мере роста рынка авиаперевозок в Индии будет расти и спрос на дальние и премиальные предложения. КАПА Индия ожидает Объем пассажирских перевозок в Индии к 2030 году более чем удвоится, до более чем 500 млн. Правительство стремится к тому, чтобы перевозчики страны стали супер-соединителями, которые будут конкурировать с такими, как Emirates, ближневосточная авиакомпания. Строятся новые аэропорты, которые должны помочь в этом.
Изменение подхода авиакомпании также является оборонительным. Авиакомпания с 60% долей рынка не должна нуждаться в программе лояльности. Но если IndiGo хочет конкурировать с модными ближневосточными перевозчиками, ей нужно поднять свою игру. На родине Air India находится в процессе слияния с Vistara, авиакомпанией с полным спектром услуг. Это сделает ее единственным индийским перевозчиком, летающим в Европу и Америку и предлагающим три класса обслуживания. Ее флот и обслуживание улучшаются. В прошлом году она заказала 470 самолетов, что недалеко от рекордного заказа IndiGo. Ее владелец, Tata Group, один из крупнейших конгломератов Индии, имеет глубокие карманы. Таким образом, для IndiGo конкуренция обязательно станет жестче. «Сложность влечет за собой некоторые дополнительные расходы», — признал г-н Бхатия на мероприятии в Дели. Но «если это приносит выгоду, мы должны внедрять ее продуманно». В свои 18 лет Indigo уже совсем взрослая и готовится играть с большими мальчиками. ■
Чтобы оставаться в курсе самых важных событий в сфере бизнеса и технологий, подпишитесь на рассылку Итогнаша еженедельная рассылка, доступная только подписчикам.