яf автономные автомобили должны облегчить жизнь, то Apollo Go, роботакси Байдукитайскому технологическому гиганту, еще есть над чем работать. Когда ваш корреспондент тестировал его сервис в городе Ухань, ему пришлось найти дорогу к назначенному месту посадки и закончить поездку в утвержденном месте высадки — это больше похоже на поездку на автобусе, чем на такси.
Тем не менее, Apollo Go, запущенный в Ухане в 2022 году и с тех пор распространившийся на десять других китайских городов, стал хитом. С момента запуска его сервис осуществил 6 млн поездок по всей стране. Сейчас на дорогах Уханя ездит более 400 беспилотных автомобилей, а к концу этого года планируется запустить 1000. Китайские автопроизводители, включая Hongqi и Arcfox, производят автомобили для Baidu, которая предоставляет технологию. Большинство его автомобилей в Ухане имеют автономность «четвертого уровня», что означает, что они не требуют вмешательства человека в большинстве ситуаций на дороге, но может запутаться в таких местах, как парковки, — что может объяснить, почему он заставляет клиентов тащиться сквозь изнуряющую жару города.
Причина, по которой Apollo Go, тем не менее, завоевал такую популярность у пассажиров, заключается в том, что он удивительно дешев. 11-минутная поездка вашего корреспондента стоила всего 9,84 юаня (1,35 доллара). Такие цены возможны благодаря щедрости Baidu, которая покрывает около 60% стоимости поездки. Это неустойчиво. Но благодаря резкому падению расходов компания рассчитывает, что ее роботакси в Ухане выйдет на уровень безубыточности к концу года и принесет прибыль в 2025 году.
Водители составляют около половины общей стоимости обычного сервиса по вызову такси. Но ряд других расходов, связанных с автономными транспортными средствами — от обслуживания и чистки до датчиков и, что самое важное, программного обеспечения, на котором они работают — до сих пор не позволяли им стать более дешевой заменой. Baidu видит, что это меняется. В мае компания представила свой автомобиль шестого поколения, который стоит меньше половины предыдущей модели, и планирует обновить парк в Ухане. По мере расширения бизнеса цепочка поставок стала более зрелой, и Baidu смогла распределить расходы на разработку и обновление своей технологии на большее количество транспортных средств.
Одна из групп, которая не в восторге от успеха Baidu, — это таксисты Уханя. На вопрос, повлияет ли это на работу водителей такси, один из них настаивает, что это «уже происходит». Другой водитель говорит, что восхищается технологическими достижениями Baidu, но беспокоится, что его работу «украдут». В прошлом месяце таксомоторная компания города опубликовала открытое письмо, предупреждающее об угрозе, которую беспилотные автомобили представляют для занятости.
Около 10 млн человек работают таксистами в Китае. Из них около 7 млн работают в компаниях по заказу поездок, во многих случаях после потери работы в другой отрасли. Неясно, насколько сочувственно правительство Китая отнесется к их беде. Лидеры страны стремятся получить преимущество в развивающихся отраслях. Местные чиновники уже конкурируют за бизнес. В июне город Пекин разработал новый набор руководящих принципов для автономного вождения, который HSBCПо словам банка, это сделает регулирование отрасли более «прозрачным и предсказуемым».
В других местах усилия по разработке роботакси зашли в тупик. В прошлом году General Motors, американский автопроизводитель, приостановил работу Cruise, своего бизнеса роботакси, после того как одна из его машин сбила пешехода в Сан-Франциско, что привело к отзыву лицензии на работу в штате в Калифорнии. 23 июля компания заявила, что возобновит работу сервиса в Далласе, Хьюстоне и Финиксе, но с человеком-руководителем в автомобиле.
В тот же день Tesla, американский гигант электромобилей, заявила, что перенесет презентацию своего роботакси с августа на октябрь. В мае правительство Китая предложило компании протестировать свой сервис в стране. Если она это сделает, ожидайте новых заламываний рук от китайских таксистов. ■
Чтобы оставаться в курсе самых важных событий в сфере бизнеса и технологий, подпишитесь на рассылку Нижняя границанаша еженедельная рассылка, доступная только подписчикам.