Экаждый год Китай производит столько же стали, сколько весь остальной мир вместе взятый. Огромные масштабы его производства — около 1 млрд тонн в год — затмеваются тем фактом, что большая часть остается в стране. Однако в последнее время экспорт Китая металла резко возросли, достигнув 90 млн тонн в 2023 году, что на 35% больше, чем в предыдущем году (см. диаграмму 1). Это может быть частью общего объема производства Китая, но это больше, чем то, что Америка или Япония производят за год. И этого достаточно, чтобы построить тысячу мостов Золотые Ворота.
В условиях, когда экономика Китая переживает не лучшие времена, производители стали продают свою продукцию за рубеж по бросовым ценам, что огорчает как иностранных конкурентов, так и политиков. В прошлом месяце крупнейший производитель стали в Японии Nippon Steel призвал свое правительство ввести антидемпинговые пошлины на китайский импорт. За квартал, закончившийся июнем, его чистая прибыль сократилась на 11% в годовом исчислении. ArcelorMittal, европейский чемпион по производству стали, пострадал еще сильнее: его чистая прибыль за тот же период снизилась на 73%. «Мы хотим честной конкуренции, и мы знаем, что конкуренция с Китаем несправедлива», — говорит Дженуино Кристино, финансовый директор компании. Такие жалобы, как правило, имеют вес у политиков. Сталелитейное производство часто рассматривается как символ промышленного веса страны. И хотя переизбыток означает более низкие цены для разрозненной группы потребителей, политики обеспокоены концентрированной болью, которую это наносит производственным рабочим и регионам.
Богатый мир уже сталкивался с переизбытком китайской стали, в том числе в 2008 и 2015 годах. Каждый эпизод приводил к повышению торговых барьеров; в период с 2008 по 2018 год Америка, Великобритания, Канада и Европейский союз ввели более 500 торговых мер, затрагивающих импорт металла из Китая. Однако на этот раз последствия, вероятно, будут гораздо более масштабными.
Отчасти это связано с тем, что экономика Китая находится в худшем состоянии. Поскольку сектор недвижимости, интенсивно использующий сырьевые товары, пострадал, ее сталелитейщики понесли убытки. По словам Иши Чаудхари из консалтинговой компании Wood Mackenzie, в августе едва ли 1% из 250 сталелитейных заводов в Китае, которые отчитываются о своих финансах перед правительством, получили прибыль. Внутренняя цена на горячекатаную рулонную сталь, эталонный продукт, упала на 16% за последний год. Несмотря на падение цен, многие производители страны неохотно сокращают производство; простой доменной печи занимает месяцы и часто обходится дороже, чем ее поддержание в рабочем состоянии. Столкнувшись с вялым спросом со стороны своих обычных клиентов на родине, сталелитейщики ищут другие варианты.
Результатом стал резкий рост экспорта и новый раунд пошлин. В прошлом месяце Канада присоединилась к драке, введя пошлины на китайскую сталь. Даже в Америке, где высокие пошлины уже сдерживают большую часть импорта китайской стали, производители все еще сталкиваются с конкуренцией по снижению цен, поскольку мировые цены падают. В июле Америка объявила о 25%-ной пошлине на любую сталь из Мексики, которая не была выплавлена и разлита в Северной Америке, в попытке не допустить никаких следов китайской стали, которая может поступать через другие страны.
Ответ не ограничивается богатым миром. В настоящее время большая часть экспорта стали из Китая идет в развивающиеся страны, на которые пришлось девять из десяти основных зарубежных направлений для его стали в 2023 году (см. диаграмму 2). Спрос на глобальном юге бурно растет. Например, ожидается, что потребление стали в Индии вырастет на 8% в этом году и такими же темпами в следующем году благодаря буму инвестиций в инфраструктуру, согласно данным Всемирной ассоциации производителей стали, отраслевой группы. Инициатива «Один пояс, один путь» (БРИ), глобальная инфраструктурная удача Китая, помогла его сталелитейщикам расширить свое присутствие на глобальном юге. Китайские строительные компании, строящие порты и прокладывающие железные дороги в бедных странах, делали это в основном с помощью китайской стали.
Теперь производители стали в развивающихся странах также начинают ворчать по поводу китайского экспорта. В августе Тачат Вишванат Нарендра, глава Tata Steel, крупнейшего производителя стали в Индии, пожаловался на «хищническое ценообразование» китайских компаний. Правительства обращают на это внимание. В этом месяце Индия объявила, что введет пошлины до 30% на некоторые виды стальной продукции из Китая. Бразилия, Мексика, Таиланд и Турция также ввели пошлины на китайскую сталь в этом году. Вьетнам, крупнейший экспортер китайской стали, также проводит антидемпинговые расследования.
В ответ на ухудшение экономической ситуации в стране и ухудшение торговой среды за рубежом правительство Китая предпринимает некоторые шаги для решения проблемы избыточных мощностей. Оно предложило стимулы для китайских предприятий и домохозяйств для замены старых машин и приборов на новые. В прошлом месяце оно приостановило выдачу разрешений на строительство новых сталелитейных заводов. Но без более решительных реформ трудно увидеть существенные изменения. Согласно с&п По данным поставщика данных Global, к концу следующего года в Китае будет введено в эксплуатацию больше сталелитейных мощностей, чем будет закрыто.
Это не оставляет китайским сталелитейщикам иного выбора, кроме как продолжать искать новых клиентов. Экспорт почти наверняка продолжит расти. Некоторые производители также строят новые производственные базы в надежде сохранить доступ к зарубежным рынкам. В июле China Baowu Steel, крупнейший в мире производитель стали, удвоил свои инвестиции в завод в Саудовской Аравии. Tsingshan Group, китайская металлургическая и горнодобывающая компания, начала производство на сталелитейном заводе в Зимбабве. Это может ухудшить глобальный переизбыток, но, по крайней мере, создаст рабочие места за рубежом.
Другие производители стали переводят продажи из умирающего сектора недвижимости Китая в сторону китайских производителей таких вещей, как электромобили, которые также, как это часто бывает, ищут зарубежные рынки, чтобы компенсировать слабый внутренний спрос. «Сталь всегда найдет себе дом», — говорит Джеймс Кэмпбелл из КРУ Group, консалтинговая компания. Нравится это мировым политикам или нет. ■