«ТЕГО ТРУДНОСТИ присущие такой реорганизации были многочисленными и серьезными». Именно так в 1893 году Чарльз Коффин, первый исполнительный директор General Electric (GE), описал слияние трех предприятий в легендарный американский конгломерат. Более 130 лет спустя последний преемник Коффина, Ларри Калп, должно быть, испытывает аналогичные чувства по поводу обратного действия. 2 апреля GE разделился на две публичные компании: GE Aerospace, производитель реактивных двигателей и GE Вернова, производитель энергетического оборудования. Третий, GE HealthCare, компания по производству медицинского оборудования, была выделена в январе 2023 года.
Инвесторы не оплакивают конец GE как знали это они, их отцы, деды и прадеды. Накануне разделения рыночная стоимость компании колебалась на отметке $190 млрд. На следующий день стоимость двух новых компаний составила почти 200 миллиардов долларов, а если добавить еще и около 240 миллиардов долларов, GE Здравоохранение (см. таблицу). В ноябре 2018 года, вскоре после того, как г-н Калп занял пост руководителя, стоимость всей группы составила 65 миллиардов долларов, что является наименьшим показателем с начала 1990-х годов. В июне того же года его с позором выгнали из промышленного индекса Доу-Джонса, индекса американских компаний, являющихся «голубыми фишками». В прошлом году оба GE и GE HealthCare легко превзошел индекс Dow. Их акции также показали лучшие результаты, чем акции большинства американских дочерних компаний. Г-н Калп говорит, что группа не может продолжать свое существование как «всепоющая и танцующая группа». GE». Вместо, GEКорпоративное потомство России станет менее общим и, в условиях энергетического перехода, более электрическим.
На протяжении большей части своей истории GE было синонимом размера. Под руководством Джека Уэлча корыстолюбивый Генеральный директор который управлял ею с 1981 по 2001 год, она стала самой дорогой компанией в мире. Последующие потери при GE Капитал, его раздутое финансовое подразделение и проблемы в его основных промышленных предприятиях положили конец гиганту. Джефф Иммельт, преемник Уэлча, продан GEроссийские средства массовой информации, бытовая техника и, с опозданием, финансовые активы, но потратили 11 миллиардов долларов на несвоевременное поглощение энергетического и сетевого бизнеса французского конгломерата Alstom и 7 миллиардов долларов на долю в компании-поставщике Baker Hughes. оборудования нефтяной промышленности. Джон Фланнери, сменивший г-на Иммельта в 2017 году, высказал идею выделить подразделение здравоохранения и сосредоточиться на GEОсновные направления деятельности: авиация и энергетика. Но его бросили на эту работу едва через год, как GEЦена акций рухнула.
В результате г-н Калп, первый аутсайдер, баллотирующийся GEунаследовал беспорядок. GE завершила 2018 год со списанием своего энергетического бизнеса на $23 млрд (в основном из-за сделки с Alstom), дефицитом капитала в $15 млрд в бизнесе по перестрахованию, чистым годовым убытком в $22 млрд и долгом более $130 млрд. На бумаге его план спасения был похож на план мистера Фланнери: улучшить здоровье, удвоить количество авиационных двигателей и мощности. Однако способ, которым он это сделал, был другим.
Он остановил предложенное его предшественником выделение подразделения здравоохранения, понимая, что GE будет слишком слабой в краткосрочной перспективе, чтобы выжить без дохода успешной единицы. Вместо этого он продал GEбиотехнологический бизнес своего старого работодателя, Danaher, другой промышленной группы, за 21 миллиард долларов; ускорил переход к более чистой энергетике, продав долю в Baker Hughes; и пороли GEподразделение финансирования самолетов на сумму более 30 миллиардов долларов. Он также сократил квартальные дивиденды с 12 центов на акцию до цента. В совокупности эти шаги уменьшили GEдолг США примерно на 100 миллиардов долларов.
Крайне важно то, что г-н Калп понимал, что реформирование GE потребовало изменений не только в его структуре, но и в его деятельности. «Шесть сигм», серия методов, отстаиваемых Уэлчем и направленных на поддержание уровня производственных дефектов ниже 3,4 на миллион деталей, стала барьером для инноваций и от нее отказались. Вместо этого г-н Калп представил GE к «бережливому управлению», которое ищет небольшие изменения, которые со временем приводят к большим улучшениям. Этот подход, впервые предложенный Toyota в Японии, предполагает, что менеджеры решают проблемы, посещая заводские цеха или своих клиентов, а не сидя за своим рабочим столом.
Сегодня GE руководители приправляют свои рассуждения японскими терминами, такими как кайдзен (процесс постоянного совершенствования), гемба (место, где происходит действие) и хосин канри (приведение работы сотрудников в соответствие с целями компании). Что еще более важно, г-н Калп и его подчиненные регулярно проводят неделю в заводских цехах вместе с рабочими. Компания благодарит эту систему за такие улучшения, как сокращение общего расстояния, которое проходит стальная лопасть одной из ее газовых турбин во время производственного процесса с трех миль (5 км) до 165 футов (50 метров), а также сокращение времени на изготовление вертолетного двигателя. с 75 до 11 часов.
Все это помогает двум дочерним компаниям бороться за процветание как своих сестер. GE HealthCare, сделало. В 2023 году GE Аэрокосмическая и GE Совокупная выручка Vernova составила $65 млрд по сравнению с $55 млрд годом ранее. Двигатели производства GE Аэрокосмическая отрасль, самое прибыльное подразделение группы, которым г-н Калп решил руководить после распада, обеспечивает три четверти всех коммерческих рейсов. GE Газовые и ветряные турбины Верновы производят треть мировой электроэнергии.
Как и многим успешным менеджерам, Калпу также сопутствует удача. Спрос на пассажирские самолеты – и, следовательно, на двигатели, которые поддерживают их в полете – резко восстанавливается после спада, вызванного пандемией. Имея отставание заказов до конца десятилетия, GE В аэрокосмической отрасли ожидают, что скорректированная операционная прибыль вырастет с $5,6 млрд в 2023 году до $10 млрд к 2028 году. GE поставки двигателей для проблемного 737 авиастроителя МАКС самолетов, означает, что авиакомпаниям, столкнувшимся с задержкой поставок этих узкофюзеляжных «рабочих лошадок», придется расширить свой существующий парк самолетов. Это, как отмечает Шейла Кахьяоглу из инвестиционного банка Jefferies, увеличивает спрос на GE Аэрокосмическая промышленность, чтобы поддерживать работу старых двигателей. В прошлом году на сферу услуг пришлось почти 70% доходов дивизиона.
Ветер кажется благоприятным для GE Вернова тоже. Операционная рентабельность бизнеса выросла с однозначных цифр в 2019 году до почти 8% в 2023 году. Официальный прогнозист Международного энергетического агентства считает, что к 2040 году спрос на электроэнергию вырастет более чем вдвое, поскольку энергоемкие центры обработки данных и электромобили жрать побольше. Америка щедро выделяет субсидии и налоговые льготы на проекты в области возобновляемых источников энергии. Скотт Стразик, GE ветеран, который будет бежать GE Вернова считает, что это поможет компании достичь масштабов, необходимых для распределения высоких затрат на производство ветряных турбин, которое все еще является убыточным.
GEполоса удачи может оказаться недолгой. Прогнозы по объему перевозок в печально известном своей цикличностью авиационном бизнесе могут оказаться слишком радужными. Если Боинг не выйдет из пике, GE Портфели заказов аэрокосмической отрасли могут пострадать. Переход к чистой энергии в Америке, GE Крупнейший рынок Верновы переживал нестабильность даже при Джо Байдене, его президенте, заботящемся о климате. Если в следующем году в Белый дом вернется помешанный на выбросах углекислого газа Дональд Трамп, он поклялся выпотрошить зеленые субсидии. GEДругими словами, российский бизнес впереди ждет множество серьезных трудностей. Но, по крайней мере, реорганизация не входит в их число. ■
Коррекция: Улучшено время изготовления лопастей газовых турбин, а не ветряных турбин.
Чтобы быть в курсе самых важных новостей в сфере бизнеса и технологий, подпишитесь на Итогнаш еженедельный информационный бюллетень только для подписчиков.