Американская правозащитная организация обвинила Boeing в сокрытии информации о проблемах с электрооборудованием самолета, который впоследствии потерпел крушение.
Фонд безопасности полетов заявил, что самолет, потерпевший крушение в Эфиопии в 2019 году, столкнулся с рядом проблем, включая «неуправляемый крен» на малой высоте.
По данным организации, более 1000 самолетов, находящихся в настоящее время в эксплуатации, потенциально могут подвергнуться риску сбоев в электросистеме из-за производственных проблем.
Претензии фонда касаются самолета, который врезался в землю через несколько минут после взлета из Аддис-Абебы в марте 2019 года.
Самолет был 737 Max, на тот момент совершенно новой моделью. Это был второй потерянный самолет такого типа после предыдущей катастрофы у берегов Индонезии в конце 2018 года.
Представитель компании Boeing заявил, что после катастрофы рейса 302 Ethiopian Airlines в 2019 году компания «в полной мере сотрудничала со следствием и предоставила ему соответствующую информацию».
«Мы передаем дополнительную информацию следственным органам», — добавили они.
Обе аварии были в первую очередь связаны с ненадлежащей конструкцией системы управления полетом, которая сработала в неподходящий момент из-за отказа датчика.
Фонд опубликовал на своем сайте ряд документов, которые, по его словам, представляют собой записи о сборке самолета, попавшего в аварию в Эфиопии, переданные сотрудниками Boeing.
В документах, которые носят сугубо технический характер, изложены проблемы, возникшие в процессе строительства.
Фонд утверждает, что они «рисуют ясную картину запутанных и хаотичных производственных операций, происходивших на заводе 737 во время изготовления этого самолета».
По данным фонда, среди очевидных проблем, указанных в документах, — нехватка электрических деталей, отсутствующая и неправильно установленная проводка, а также оказание на сотрудников чрезвычайного давления с целью переделки неисправных деталей.
Фонд утверждает, что это связано с проблемами с электрикой, которые, по его словам, возникли у самолета за несколько недель и месяцев до крушения.
В другом документе якобы описывается инцидент с тем же самолетом, произошедший через три недели после его передачи владельцу, Ethiopian Airlines.
В записи переговоров между Boeing и авиакомпанией указано, что самолет совершил «неконтролируемый крен» на малой высоте при подготовке к посадке.
По данным фонда, позднее это было отнесено к периодическим неисправностям электропроводки.
Фонд безопасности полетов утверждает, что эти документы были скрыты от «государственных органов, правоохранительных органов, клиентов авиакомпаний, семей жертв и общественности».
Это говорит о том, что в результате системные проблемы с качеством продукции на заводе Boeing сохранялись, что привело к таким проблемам, как выброс топлива, повлиявший на рейс авиакомпании Alaskan Airlines в начале этого года.
Фонд возглавляет Эд Пирсон, бывший менеджер завода Boeing 737 в Рентоне, штат Вашингтон.
Он стал заметной фигурой после двух катастроф самолетов 737 Max и неоднократно давал показания перед американскими законодателями.
Г-н Пирсон неизменно утверждал, что серьезные производственные проблемы на заводе сыграли ключевую роль в двух катастрофах — заявление, которое Boeing неоднократно отрицала.
Официальное расследование аварии в Эфиопии, проведенное Бюро по расследованию авиационных происшествий страны, похоже, подтвердило эту точку зрения. Оно предположило, что причиной отказа датчика, который в конечном итоге и вызвал крушение, стали производственные дефекты.
Однако эта версия событий была отвергнута Национальным советом по безопасности на транспорте США, который заявил, что никаких доказательств для нее нет, и объяснил отказ датчика столкновением с посторонним предметом, вероятно, птицей.
Компания Boeing пока не отреагировала на последние заявления Фонда авиационной безопасности.
Однако инсайдеры компании отвергают утверждение о том, что документы были сокрыты, и утверждают, что многочисленные расследования не подтвердили обвинения г-на Пирсона.
Ранее в этом месяце новый генеральный директор Boeing Келли Ортберг заявил, что планирует сосредоточиться на восстановлении доверия к бизнесу.
Он добавил, что обосновается в Сиэтле, чтобы быть ближе к заводам, а не в штаб-квартире компании в Арлингтоне.
Регулирующие органы США из Федерального управления гражданской авиации (FAA) предписали компании реализовать «план корректирующих действий» для повышения безопасности и контроля качества.
Однако во время разговора с журналистами г-н Пирсон заявил, что, по сообщениям людей с завода, усилия по улучшению условий на производственной линии до сих пор были «ужасно недостаточными» — в основном потому, что о проверках FAA было известно заблаговременно и к ним можно было подготовиться.